Как учить на ошибках в условиях очного и дистанционного обучения?

oshib

Как всегда летом Дидактор публикует не только сообщения о новинках для цифрового учителя, но и статьи, требующие неспешного осмысления. О нашей методике работы. О том, что может пригодиться в нашей практике. Поверьте, я никогда не считал себя идеальным учителем. Допускал в своей педагогической практике ошибки, за которые было стыдно. Но которые послужили толчком для дальнейшего профессионального роста. Теперь, оглядываясь на этот тернистый путь, даже радуюсь, что эти ошибки происходили. Потому что они являлись толчком для дальнейшего развития.

Но почему мы стараемся оградить наших учеников от ошибок? Почему стараемся свести их до минимума?

Особенно актуальным это стало нынешней весной, когда школы перешли к удалённому обучению. К сожалению, новые условия часто заставляли отложить методику на задний план и сосредоточиться, прежде всего, на информационных средствах обучения. Что категорически неправильно.

На мой взгляд, независимо от того, как мы будем работать осенью, очень важно создавать условия проблемного обучения, основанного на спровоцированных ученических ошибках.

Путь преодоления ошибок может быть прекрасной возможностью эффективного обучения.

Безусловно, может показаться противоречивым в нашей методической работе: создавать ситуации, в которых учащиеся будут наверняка совершать ошибки. Учитель может предоставить дополнительное время для решения сложных педагогических ситуаций или сосредоточиться на более сложных педагогических задачах.

До сих пор вспоминаю уроки математики, когда мы ломали головы над сложными математическими задачами. Нескрываемый восторг, когда после ряда ошибок мы приходили к правильному решению. И понимающий взгляд моего учителя, лёгким кивком головы, одобряющего наши действия.

Ошибки учащихся часто приводят к резкому увеличению объёма и качества знаний. Потому что в поиске правильного решения ученик перелопачивает массу фактов, примеров.

Управление процессом проб и ошибок и является важной задачей учителя.

Безусловно, особенно в условиях очного и удалённого обучения, ученика можtт ждать разочарование и уныние, если после его допущенных ошибок мы не обеспечим  разрешения проблемной ситуации и оперативной обратной связи, в ходе которой мы будем сопровождать ученика в его противоречивых поисках. Учитель должен обеспечить позитивную обстановку в классе, которая поощряет учеников к самостоятельному поиску, когда ошибка не карается, а поощряется. Только тогда мы обеспечим хорошую основу такому типу обучения.

Как использовать ошибки в обучении в своих интересах?

1. Вместо того, чтобы препятствовать появлению ошибок, учитель должен найти способы поддержки учащихся на всём пути его интеллектуальных мучений и решений  предложенных учебных задач.

Очень важно убедить учеников в правоте известной мудрости о том, что «не ошибается тот, кто ничего не делает». Необходимо найти слова поддержки и поощрения не за правильный ответ, а за сам процесс размышлений и интеллектуальных поисков. Безусловно, вряд ли правильно  поступают те преподаватели, которые стараются избежать возникновения сложных ситуаций на уроке. Они непроизвольно создают условия когда ученик считает, что допущенные им ошибки являются признаком меньшего интеллекта.

2. Ошибки — это важная часть учебного процесса.

Первый шаг в этом направлении для учителя: осознать, что ошибки могут быть использованы в качестве инструмента обучения. Второй шаг: научиться правильно их использовать. Ошибки могут работать в нашу пользу. В условиях рафинированного обучения, когда возникновение ошибок сведено до минимума, многие ученики стремятся  лишь к запоминанию и зазубриванию. Они панически боятся делать ошибки. Но что-то ценное теряется, если обучение не дает ученикам времени попробовать все самостоятельно.

Многие учителя избегают такой модели, потому что ошибки отнимают ценное учебное время. Наши программы настолько перегружены, что нет времени создания условий проб и ошибок. Если это так, то такая модель репродуктивного обучения губительна.

3. Практические знания должны быть целью.

Да, ученики могут быстро заучить правила, теоремы. Но сам процесс изучения какой-то теории, системы, концепции так же важен, как и сами выводы. Такой познавательный процесс создаёт модель обучения, которая имеет смысл.

4. Путь проб и ошибок — это увлекательный для учеников процесс.

Предоставление времени для индивидуального исследования, самостоятельного интеллектуального поиска создаст ситуацию, где могут возникнуть сбои, ошибки. Но они могут быть использованы в качестве инструмента для обучения. В ходе очного и дистанционного обучения мы должны организовать самостоятельную познавательную работу учащихся.

Среди отбора цифровых инструментов обучения учитель должен сосредоточиться на тех, которые будут не столько фиксировать результаты обучения, а помогут ученикам в их поисковой деятельности, проявить своё творчество.

Используя симуляторы, тренажёры, интерактивные упражнения, учитель может оценить понимание учеником возникающей проблемы, направить его интеллектуальный поиск.

5. Сосредоточьтесь на стратегиях самообучения.

Источников рафинированной информации сейчас полно. Эти теоретические основы ученики могли бы изучить самостоятельно дома. Это экономит время для работы в классе, поможет переключить фокус обучения на решение проблем. Ученики изучают общую информацию дома и практикуются на примерах в классе.

Разрешить ученикам совершать ошибки на уроке, а не дома — это выгодно для учителя. Он сможет контролировать познавательный процесс.

Дома нет учителя и зачастую, не имея поддержки учителя, ученики могут сдаться при поиске решения проблемы. Вовсе не обязательно, что на следующий день он попросит учителя помочь ему.

6. Больше практикуйте работу над ошибками.

В повседневной практике учителей встречаются разработанные ими «Памятки для работы над ошибками»«Коллекции типичных (или наиболее встречающихся)  ошибок» и т.д. То есть налицо целая система в работе над ошибками.

Однако существует одно очень большое психолого-педагогическое «НО». Заклеймённый плохой оценкой ученик переживает определённый шок. И сама работа над ошибками превращается для него в продолжение экзекуции. Она мало продуктивна. Ученик знает: он уже получил плохую оценку. О том, как организовать методически выверенную работу над ошибками, читайте статью Работа над ошибками как приём педагогической техники.

7. Используйте немедленную обратную связь, чтобы уменьшить негативную реакцию учащихся.

Продуманная оперативная обратная связь в процессе обучения методом проб и ошибок  на самом деле может быть серьёзным мотиватором обучения. Учитель является для ученика консультантом, экспертом, который помогает в самостоятельном поиске ответов. И тут главное учителю не скатиться на роль источника правильных решений. НЕ ПОДСКАЗЫВАТЬ.

8. Очень важно признать, что обучение — это сложный процесс, где ошибки являются нормой.

Если мы хотим вдохновить наших учеников на большие интеллектуальные достижения,  мы должны признать, что обучение является нелинейным. У каждого ученика имеются свои предпочтения и склонности. Нет двух одинаковых учеников. Принимая это, мы оставляем место для индивидуальных различий. Позволяя ученикам делать ошибки, мы помогаем лучше усваивать информацию в соответствии со своими потребностями и стилями обучения. Вместо того, чтобы прибегать к запоминанию, дайте ученикам время для практической работы в классе. Они могут обнаружить, что их слабости — это просто разные способы подхода к предмету.

Создайте такие условия, когда ученики понимают, что допускаемые ими ошибки объясняются тем, что они просто видят вещи по-другому. Они являются частью более широкого и многогранного процесса обучения, который индивидуален для каждого ученика.

9. Посмотрите на процесс обучения глазами учеников.

Ученичество — это хороший способ понять, как работает модель проб и ошибок. Подмастерье работает годами под руководством мастера до тех пор, пока он не будет готов выполнить задание самостоятельно. Ему позволено совершать ошибки, и даже поощряется это делать.

Ошибки считаются частью процесса становления новичка. Стажёр со временем вырабатывает свой собственный стиль и точку зрения. После многих испытаний ученик становится мастером.

Учитель — тот же мастер. И он выводит учеников в мастера. Он помогает ученикам совершать ошибки, чтобы достичь новых высот и обрести своё призвание.

Рубрики: В помощь учителю, медиадидактика | Метки:

Комментарии к “Как учить на ошибках в условиях очного и дистанционного обучения?

  1. Олег Валентинович говорит:

    Ошибка полезна тогда, когда из нее можно извлечь полезную информацию, чтобы не ошибаться в дальнейшем.
    Помню, в школе одна учительница любила проводить «кодированные опросы». Раздавались карточки с заданиями, а в тетради нужно было писать ответ не словами, а специальными обозначениями (все термины и ключевые слова кодировались сочетаниями букв и цифр). В результате, дня через три ученик видел, например, что на 3-е задание правильный ответ был не ПМ (зачеркнуто), а Ж. Что означали эти буквы, и какой именно был 3-й вопрос, уже никто не помнил. В тетради накапливались странные шифровки вида «Дата. 1) д2, п, н. 2) Ш (зачеркнуто) Б (написано учительницей) 3)…» и т.д. Поэтому нельзя было понять, в чем именно была ошибка, нельзя узнать правильный ответ, нельзя было зафиксировать этот ответ, чтобы не повторять ошибок. Анализ контрольной и работа над ошибками не проводились!

  2. михаил говорит:

    слишком много умных слов — и ни одного конкретного примера! нк, спасибо…А слабо создать базу таких ситуаций?

    • Георгий говорит:

      Добрый день, Михаил! Вы правы — умничать легче. Но в силу возраста я уже не преподаю в школе. Создать такую базу (коллекцию) можно, но дело хлопотное для непрактикующего педагога. Но, согласитесь, поделиться идеями, можно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.