Каким может быть учебник будущего?

uchebnik

Идея внедрения в школы ридеров, похоже, канула в лету. Их апробация прошла непродуктивно, без разработки конкретных рекомендаций. Между тем, Министерство образования и науки ни в коем случае не отказалось от идеи электронных учебников.

Новый федеральный перечень учебников, вызвавший неоднозначную реакцию педагогической общественности, как известно, требует не только завершенной предметной линии учебников и единой методологической основы, но и обязательное электронное приложение к ним.

К сожалению, самыми неготовыми к новым требованиям Минобра оказались популярные линии учебников систем развивающего обучения.

Использование электронных обучающих ресурсов стало одним из ключевых требований ФГОС.

Что же будут представлять из себя школьные учебники нового поколения?

Первый вариант

Обыкновенные печатные издания, которые сопровождаются электронными приложениями на дисках. Такие, к примеру, которые сопровождают УМК «Школа России».

Приложения на дисках имеются у каждого ученика. Он может дома воспользоваться мультимедийным приложением. Многие из цифровых ресурсов подходят для организации фронтальной  работы в классе, прежде всего, на интерактивной доске.

Очевидны и минусы:

  • Затратность таких проектов. К стоимости печатных изданий прибавляется стоимость электронных приложений.
  • Учитывая стремительные изменения в социальной сфере, в образовательном пространстве в частности, эти издания уже через несколько лет методически и технологически устареют.

Второй вариант

Онлайн издания. Электронные учебно-методические комплексы на основе «облачных технологий».

Платформа «СМ», на которой размещены электронные УМК,  разработана компаний «Рукарта».

Электронные УМК оснащены всеми необходимыми интерактивными инструментами и обогащены мультимедийным контентом.

В его создании участвовали ведущие издательства: «БИНОМ», «ФЕДОРОВ», «Дрофа», «Русское слово».

Электронный УМК представляет собой три компонента:

  • цифровой аналог привычного для ученика учебника;
  • мультимедийное сопровождение, которое предполагается постоянно обновлять;
  • интерактивные инструменты.

Электронные учебники тоже платные. Стоят они на порядок дешевле.

Не избежать и минусов:

  • Для пользования электронными учебниками необходим доступ в интернет. В нашей огромной стране ещё много регионов, где скорость интернет-соединения настолько низка, что не позволит организовать нормальную работу.
  • Интернет-соединение потребуется не только в школе, но и дома, что также проблематично.
  • Хотя создатели проекта предлагают и другой вариант: размещение ресурсов на школьном сервере. И тут все зависит от возможностей школы, от эффективности её локальной сети. Однако возникает проблема домашнего использования ресурсов.
  • Учитывая нерасторопность наших издательств, можно легко предположить, что обещанного обновления мультимедийных приложений придётся ждать довольно долго.

Третий вариант

3D-приложения к печатным изданиям.

О технологии дополненной реальности в Дидакторе сообщалось не раз. Не только зарубежные, но и отечественные компании стали разрабатывать уникальные проекты.

К примеру, один из таких проектов предлагает компания PlayDisplay.

Её разработчики показали, как можно использовать технологию дополненной реальности в образовании. Они взяли стандартный учебник по астрономии, и сделали к нему 3D-приложение.

К обыкновенному учебнику, купленному в магазине, добавляются маркеры. Ученик наводит на картинку с маркером Ipad, смарфон или видеокамеру компьютера, ноутбука и видит анимированные объекты и информацию о них.

Компания PlayDisplay для демонстрации возможностей технологии дополненной реальности публикует демо-версию трехмерного Кремля. Достаточно скачать программу и распечатать маркер.

Используя маркер, ученик может увидеть на экране не только 3D-объект, но и его описание, анимацию, видеоролик.

Такой вариант мультимедийного приложения мне кажется менее затратным. Однако пока чиновниками от образования он не рассматривается.

_________________________________________

И все же настораживает односторонний технократический подход к видению будущих учебников. С потерей учебно-методических комплексов технологий развивающего обучения мы можем вновь скатиться к репродуктивному обучению.

Сами по себе новые, даже самые привлекательные инструменты не помогут, если учитель будет работать по старинке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.