Завершается апробация интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ). Она проводилась впопыхах, слабо готовилась, да и завершается фактически без видимых результатов.
Эксперимент охватил 38 образовательных учреждений из 9 регионов Российской Федерации. Однако охват, по свидетельству руководителя Центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, заместителя директора Национального фонда подготовки кадров Светланы Авдеевой оказался еще менее массовым.
До финишной черты дошли лишь 5 регионов: Калининградская, Кемеровская, Московская, Самарская области (г.Тольятти) и Санкт-Петербург.
Эксперимент стартовал неудачно. Электронные устройства не поступили к началу учебного года, и регионы, школы самостоятельно закупали эти устройства. Появились большие проблемы с контентом. Издательства, выпускавшие бумажные учебники, не были готовы к созданию принципиально новых обучающих ресурсов. Фактически апробация заняла не весь учебный год, а лишь три четверти.
Апробацию проходили 6 устройств, в том числе и печально известный продукт отечественной нанотехнологии «ридер Чубайса» Plastic Logic 100.
Вместо 2,5 тыс. в апробацию было запущено всего 834 подобных мобильных устройства.
Больше в апробации использовались лишь ридеры PocketBook Pro 902.
Их в школах оказалось 927.
В апробации участвовал еще один ридер, правда, в небольшом количестве — цветной электронный учебник Ectaco JetBook Color.
Кроме того, в эксперимент были включены два нетбука: давно известный в ряде регионов по программе «дешевый школьный ноутбук» Intel Classmate PC
и относительно дешёвый ASUS Eee PC 1015PW.
В апробацию был также включена экзотическая электронная книга с двумя дисплеями, гибрид enTourage eDGe.
Наряду с первым «восторгом» очередной электронной игрушкой, учителя и ученики жаловались на невысокую скорость работы ридеров, отсутствие учебников по некоторым предметам, отсутствие на первых двух моделях цветовой гаммы.
Предварительные итоги апробации были озвучены 31 августа на пресс-конференции «Электронные учебники — школьники «ЗА». Что дальше?», которую провело информационное агентство Росбизнесконсалтинг.
Настораживают общие фразы и отсутствие конкретики о результатах эксперимента.
7 сентября Федеральный институт развития образования (ФИРО) , который курировал этот проект, проводит Круглый стол «Итоги проекта апробации электронных учебников и современные тенденции развития информационных технологий в образовании».
Впрочем, и здесь вряд ли будет дано окончательное заключение. Последнее слово за чиновниками Министерства образования. А там, как известно, решения принимаются часто неадекватные.
Главная проблема, скорее всего, будет не в самих устройствах, а в их содержательной начинке. Помимо проблемы финансирования имеется и ряд других вопросов, связанных с дидактической составляющей, оперативностью обновления учебного материала.
Сами организаторы эксперимента соглашаются, что намного позже других развитых стран начали реализовывать программу электронного учебника. Но стоит ли торопиться?
США, Япония, Южная Корея, раньше нас начавшие эксперимент, отнюдь не определились с окончательными предпочтениями.