Вчера в Краснодаре проходил установочный семинар к краевому конкурсу «Учитель года-2017». Моё выступление было посвящено заочному туру «Интернет-ресурс». Знаю, что во многих регионах проводятся примерно в это же время свои конкурсы.
Возможно, та информация, которая прозвучала в моём выступлении, пригодится как участникам, так и тем учителям, которые имеют или собираются создать авторский образовательный интернет-ресурс.
Некоторые вещи могут показаться наивно простыми, особенно для продвинутых учителей. Но всё же…
Итак, профессиональным учительским интернет-ресурсом можно считать
принципиально новое дидактическое средство в целях интерактивного как прямого, так и удалённого дистанционного взаимодействия между участниками образовательного процесса, созданное инструментами интернет-технологий.
Создавая авторский интернет-ресурс, учитель должен учитывать
- Возрастные и психологические особенности учащихся, ориентацию на различный уровень способностей учеников.
- Специфику своего предмета
- Специфику инструментария интернет-технологий.
Разумеется, интернет-ресурсы, учительские сайты, рассчитанные на старшеклассников, не должны изобиловать анимашками, красивыми картинками, как правило, оживляющими работу учеников начальных классов.
Учитель может разместить разноуровневые материалы, создавая условия индивидуального подхода в обучении.
Особо хочу коснуться учительских ресурсов, размещённых в социальных сетях. Обычно организаторы профессиональных конкурсов разрабатывают критерии качества интернет-ресурсов, мало подходящие для данных условий.
К примеру, в nsportal учитель прикрепляет свои мультимедийные уроки, размещает авторские рабочие программы, статьи, план-конспекты. В других социальных сетях он создаёт группы, где работает со своими учениками, общается с родителями. И порой очень успешно.
Однако оценить учителя по ряду критериев нельзя, т.к. он пользуется готовыми инструментами.
Учительские сайты можно разделить на следующие виды:
- Сайт-визитка.
- Сайт-портфолио.
- Предметный сайт.
- Образовательный сайт.
Сайт-визитка. Как поясняет само название, учитель обычно размещает информацию о себе, свои контактные данные. Это могут быть предлагаемые им образовательные услуги для репетиторства, дистанционного обучения или трудоустройства в какое-то образовательное учреждение. Или просто информация о себе, как участнике конкурса. Или визитка, прикреплённая к сайту школы.
Также в сайте-визитке учитель размещает фотогалерею, копии грамот, медалей, диплома об образовании, пройденных курсов переподготовки и повышения квалификации и пр.
Сайт-портфолио — это небольшая самопрезентация учителя, где он отражает свои достижения. Здесь главное — показать свои творческие работы, которые приводят к эффективным результатам работы. Необходимо показать своё мастерство.
Читайте в Дидакторе «Зачем необходимо электронное портфолио учителя?».
К сожалению, большинство учителей готовят свои портфолио именно из-за участия в каких-либо конкурсах или как элемент, необходимый для аттестации. Это отражается на их качестве.
Как правило, портфолио размещаются в профессиональных социальных сетях.
Если же учитель действительно хочет заинтересовать потенциальных читателей, учителей или работодателей, то онлайн портфолио должен содержать нестандартные подходы в дизайне, в технологических решениях, в представлении материалов. В данном случае нужны особые инструменты и конструкторы.
Предметный сайт отличается большим наполнением не столько материалов методического характера, а различной информации, представленной аудио- видео- и фотоматериалами, ссылками на научные и научно-популярные сайты. Часто учитель выстраивает этот богатый материал по соответствующим темам и урокам в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Образовательный сайт — это высший пилотаж учителя. Именно такой сайт чётко ориентирован на учебные цели и задачи. Такой сайт направлен на обеспечение прочной обратной связи учителя с учениками. Учитель размещает здесь дополнительный учебный материал, структурированные по темам тренажёры, дидактические игры, тесты, обучающие видео- и анимированные ролики.
Как правило, сайт рассчитан также на дистанционное обучение обычных учеников, а также детей, по различным причинам обучающихся на дому.
Безусловно, каждый учительский сайт своеобразен, имеет свой почерк, если учитель подходит к его созданию творчески. Учительские сайты отличаются по содержательности, структуре, используемым инструментам.
Итак, по каким критериям оцениваются учительские сайты?
- Оригинальность
- Учёт возрастных и психологических особенностей
- Обратная связь
- Формирование новых навыков и форм учебной деятельности
- Дизайн (как вид проектировочной деятельности)
- Навигация
- Качество образовательных ресурсов
- Регулярность работы
Хороший учительский сайт вооружён современными инструментами, с помощью которых автор создаёт:
- онлайн дидактические игры,
- тесты,
- тренажёры,
- интерактивные рабочие листы
- преобразованные (конвертированные) для сайта презентации и текстовые документы
- обучающие видео- и анимированные ролики,
- обратную связь с учащимися и родителями.
Под руками у учителя целый ряд конструкторов сайтов:
И совет от меня. Вовсе не обязательно каждому учителю создавать свой сайт. Агрессивная сайтомания в образовании не уместна. Учитель должен быть уверен, что благодаря сайту,
- он может больше добиться успехов в обучении детей;
- сумеет создать добротный интернет-ресурс, т.к. несмотря на доступность ряда онлайн конструкторов, всё равно необходимо потрудиться;
- он имеет что сказать своим коллегам;
- сумеет регулярно сопровождать его!!!
Не секрет, что многие учительские блоги и сайты, странички в социальных сетях висят годами. И учитель к ним не возвращается. Иногда с большими авторскими ляпами, за которые потом будет стыдно. Лучше удалите лишнее.
УСПЕХОВ!
Спасибо за статью, очень интересная информация. Полезные советы.
Спасибо! В моём случае «лучше поздно, чем никогда», в нашем крае конкурс уже состоялся. На мой взгляд, высший пилотаж — это когда сайт учителя соответствует всем направлениям.
К сожалению, для аттестации сайт нужен. Тем более сейчас когда учитель не представляет никаких отчетов, на сайте можно «собрать» все то, над чем работаешь
Здравствуйте, я школьный учитель и задался вопросом о создании сайта.
Ваш сайт мне помог, также на сайте https://hosterhub.ru/kak-sozdat-sajt-uchitelja/ нашел информацию как бесплатно сделать сайт.
Спасибо за статью.
Замечательная статья!