Цифровое гражданство и школа

zifra

Прогуливаясь по интернет-пространству, обратил внимание, что понятие «цифровое гражданство» всё чаще используется для определения тех компетенций, которыми должен владеть гражданин цифрового общества.

Между тем, мы значительно сужаем проблему, если поднимаем только вопросы о роли школы в формировании определённых качеств молодых людей. Каким мы должны воспитывать гражданина цифрового общества?

Цель

Zeroing-In

В условиях постоянно меняющегося технологического, наукоемкого и глобализованного мира важно подготовить наших учеников к успешности. Меняющийся мир требует от наших выпускников быть готовыми к адаптации, к кардинальным изменениям в своей профессиональной карьере. Добиваться успеха независимо от возникающих проблем, с которыми они сталкиваются в профессиональной деятельности.

Информационные технологии открыли новые образовательные возможности  и позволили ученикам подключаться к научным и учебным сообществам по всему миру. Как бы мы критически не относились к социальным сетям, — эта захватывающая для учеников виртуальная среда, которую больше нельзя игнорировать. Школа должна активно включаться и влиять на эти сети. Возникающие изменения требуют формирования новых знаний, навыков, компетенций,  социального поведения. Умение пользоваться современными цифровыми  инструментами должно использоваться ответственно с соблюдением этических норм.

Содержание обучения

1447240714general_pages_11_November_2015_i16715_itogi_2_go_tura_vserossiis

Многое зависит от современных педагогов, поскольку они реализуют выработанную административными структурами концепцию и формируют навыки цифрового гражданства в повседневной практике. Необходима определённая система работы по ряду направлений:

  • Образовательные технологии и цифровая грамотность
  • Ответственность
  • Формирование коммуникативных  компетенций
  • Здоровьсбережение и безопасность в интернете

Лишь такой системный подход к воспитанию цифрового гражданина, предполагающий решение задач, заложенных в Программе образовательного учреждения, поможет добиться эффективности. Крайне важно, чтобы учителя оперативно реагировали на  постоянно меняющийся и обновляющийся цифровой контент, чтобы обеспечить его комфортность и доступность для использования учениками.

Многие учителя высказывают пожелания пересмотра процедур внедрения  популярных технологий, онлайн сервисов, излишней фильтрации интернет-ресурсов. Одной из важных проблем является нормативное оформление использования (или запрета) ученических мобильных устройств (ноут- и нетбуков, смартфонов и айфонов, планшетов). Необходимо решить проблему доступного и приемлемого использования родителями электронных журналов и дневников, других форм обратной связи. Многие онлайн-инструменты определяют возрастные ограничения для создания аккаунтов, и поэтому условия их использования должны регулярно пересматриваться.

Реализация учебных и воспитательных задач

itogi

Очень важно, чтобы информационно-образовательная среда школы (ИОС) обладала избыточностью и вариативностью учебных материалов. Используемый контент должен всегда подвергаться анализу и ревизии, постоянно обновляться и дополняться. Занятия в школе должны быть основой, отправной точкой образовательной системы образовательного учреждения, соответствовать потребностям учеников.

образовательные технологии и цифровая грамотность

Очень важно научить учащихся критически относиться к используемым цифровым источникам.

depositphotos_30322259-stock-photo-a-technology-man-has-images

Цифровой гражданин — это тот, кто…

  • использует эффективные стратегии поиска информации (например, ключевые слова, сужение, детализация поиска)
  • использует надежные онлайн-ресурсы (например, базы данных, энциклопедии, электронные книги)
  • критически оценивает информацию: используемые онлайн ресурсы и  сайты
  • работает не хаотично, а регулярно применяет разработанную самостоятельно или с помощью учителя модель запроса, сбора информации, её использования и оценки качества получаемой информации.

Ответственность

Цифровой гражданин — это тот, кто …

  • уважает интеллектуальную собственность других (например, цитирует, оценивает изученный ресурс)
  • использует цифровые ресурсы ответственно и придерживается пользовательских соглашений
  • понимает ответственность и возможные последствия несанкционированного распространения информации.

 

1499659

 

Цифровой гражданин — это тот, кто …

  • общается соответствующим образом в соответствии форматом того или иного социального сообщества
  • вносит свой позитивный вклад в местные и глобальные сообщества, предлагает, критически оценивает
  • умеет определить и отреагировать соответствующим образом и  на возникающие онлайн-проблемы (например, киберзапугивание, секстинг (пересылка личных фотографий интимного характера), подстрекательство к суициду и т. д.),
  • формирует собственную положительную репутацию в интернет-сообществе

Здоровьесбережение и безопасность

Depositphotos_4923478_S

Цифровой гражданин — это тот, кто …

  • реализует меры предосторожности для безопасности в Интернете (например, пароли, настройки)
  • защищает конфиденциальность себя и других
  • балансирует оффлайн и онлайн-действия (например, игры, текстовые сообщения, социальные сети и т. д.)
  • использует устройства с учетом физического и психического здоровья

На мой взгляд, руководители образовательных учреждений, их заместители должны разработать стратегию подготовки и воспитания цифрового гражданина или, по крайней мере, учитывать данную проблему в школьных программах. В свою очередь, и учитель также не может не учитывать возникающие препятствия на пути формирования цифрового гражданина. И принимать соответствующие решения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.