Деление класса на группы, а затем совместная работа учеников, всегда вызывают интерес учителей. Такое интерактивное обучение является эффективным способом взаимообучения, помогает быстро изучить и обработать информацию с помощью других. Однако учителей часто беспокоит неравномерное участие учеников в обсуждении, недостаточная оперативность в решении учебных задач, поставленных учителем. Хочу предложить вам несколько рекомендаций как добиться большей эффективности в работе ученических групп.
Итак, цель использования такого способа обучения заключается в том, чтобы ученики работали вместе для достижения общей цели. Очень важно, чтобы каждый ученик понимал свою роль в группе. Хочу дополнить мою статью десятилетней давности об организации работы микрогрупп в ходе интерактивного обучения новыми управленческими моделями.
Давайте кратко рассмотрим несколько конкретных ролей учащихся, опишем их ожидаемое поведение в рамках этой роли, а также способы мониторинга работы групп.
Назначьте отдельные роли, чтобы помочь ученикам оставаться погружёнными в задание
Чаще всего, ученик занимает пассивную позицию или в силу неготовности обсуждать проблемную ситуацию, или в силу того, что другие взяли инициативу на себя. Наконец, в силу своего характера, темперамента.
Назначьте каждому ученику определенную роль в своей группе. Это поможет каждому оставаться погружённым в задание и будет способствовать всей группе работать более слаженно. Вот несколько предложенных ролей:
Руководитель группы: ученик, выполняющий данную задачу, должен убедиться, что его группа не ушла в сторону в обсуждении или слишком застряла на каком-то конкретном вопросе. Примеры его реплик:
«Мы еще не познакомились с материалом о первом космонавте.
Нам нужно двигаться дальше, у нас осталось всего десять минут.»
Контролёр: роль контролёра заключается в том, чтобы убедиться, что все согласны с ответом, все пришли к единодушному мнению. Ситуация, когда один ученик, имеющий собственное мнение, бывает прав, вопреки большинству, бывает очень частой. Очень важно, чтобы его тоже выслушали, обсудили его точку зрения, привели контраргументы, а может, наоборот «прозрели» и согласились со своим товарищем. Примерная линия поведения контролёра может быть:
«Все ли согласны с ответом Игоря на вопрос о демографической ситуации в нашем городе?»
«Является ли этот способ решения задачи единственным?»
Регистратор: роль регистратора заключается в том, чтобы записать все правильные ответы группы, как только все участники пришли к консенсусу. Он может также записать отдельное мнение кого-то из участников группы, если данный ученик на этом настаивает. Возможно, в дальнейшем обсуждении итогов в классе совместно с учителем такой ученик окажется прав.
Редактор: редактор несёт ответственность за исправление всех формулировок, стилистических и даже грамматических ошибок, проверку аккуратности выполнения задания.
Модератор: ученика, исполняющего эту роль, можно считать «миротворцем». Он должен убедиться, что все участвуют и ладят друг с другом. Модератору необходимо вовремя гасить возможные конфликтные ситуации. Примеры таких заявлений:
«Давайте послушаем сейчас Наташу.»
«Стоп. Давайте по очереди выскажемся. Юра, начнём с тебя»
Оценщик: такой ученик побуждает своих товарищей делиться своими идеями и работать над ними, реализовать их. Примером такого поведения может быть:
«Отличная идея, Кристина, но давайте обсудим, мы можем сделать это.»
Кстати, уже после окончания школы, один из моих учеников, вспоминая наши уроки, выказал мысль о том, что в нашем мире довольно много так называемых «генераторов идей», но очень мало людей, реализовывающих их на практике. И этому надо учиться.
Обязанности учащихся и ожидаемое поведение в группах
Важным элементом совместного обучения является использование учениками межличностных навыков общения в группе. Для того, чтобы группа успешно выполнила свою задачу, каждый из участников должен уметь конструктивно общаться и работать в коллективе. Вот некоторые из ожидаемых моделей поведения и обязанностей, за которые каждый ученик несет ответственность:
Разработайте памятку, обсудите с классом и повесьте на видное место
Кодекс поведения внутри группы:
- Каждый должен внести свой вклад в выполнение задачи
- Каждый должен слушать и слышать других в группе
- Каждый должен поощрять своих товарищей к участию
- Хвалите хорошие идеи
- Попросите о помощи, когда это необходимо
- Проверьте себя на понимание
- Не отвлекайтесь. Оставайтесь в задании
- Пробуй
- Задавай вопросы
- Оказывай помощь
- Будь вежливым
- Хвали других
- Слушай
- Будь в группе
Что нужно делать при мониторинге групп
Чтобы гарантировать эффективную работу групп и их совместное решение поставленных вами задач, учитель принимает на себя роль наблюдателя и эксперта.
Он осуществляет мониторинг работы каждой группы. Вот четыре линии поведения учителя, которые которые он может осуществить, подходя к группам.
Организуйте обратную связь: если группа не уверена в решении задачи и нуждается в помощи, немедленно отреагируйте, подойдите, но не подсказывайте напрямую. Направьте, уточните их задачу, приведите аналогичные примеры. В общем всё, что придаст группе уверенность.
Поощряйте и хвалите: когда вы ходите по классной комнате, уделите время, чтобы поощрять и хвалить группы за их совместную работу.
Повторяйте пройденное: если вы заметили, что какая-либо группа не понимает конкретного понятия, используйте это как возможность повторить данный материал. Дайте конкретные рекомендации для самостоятельного изучения или органиуйте оперативное изучение непонятного вместе с вами.
Узнайте больше о своих учениках: используйте это время, чтобы узнать больше о своих учениках. Мои блуждания по классу от группы к группе, порой, давали мне намного больше, чем фронтальные и даже индивидуальные беседы.
Вы можете увидеть учеников, возможно, в неожиданном для вас цвете. Вы можете также обнаружить, что одна и та же назначенная роль для конкретного ученика работает в одной группе, а в другой группе ученик не справляется с поставленной задачей. Пометьте эту информацию и учтите её при организации будущей групповой работы.
Спасибо за Вашу помощь! Она нужна! Она важна!