Как не сойти с ума от излишней и лживой информации

fake-stamp-1-2048x1306

Очень часто приходится обращаться к вопросам, которые уже затрагивались на страницах Дидактора. Проходит время, но они, как правило, не только не теряют своей актуальности, но и дополняются новыми нюансами, новыми проблемами, требующими своего освещения. Так произошло с моей статьёй четырёхлетней давности Помогите ученикам отличать лживую информацию от правдивой и качественной. С тех пор проблема ещё более усилилась в свете последних мировых событий и новых форм распространения фейков и дезинформации.

Конечно, мы иногда чувствуем себя совершенно убитыми навалившейся информацией, которая доходит до нас не только от электронных СМИ, но и из социальных сетей, через службы обмена сообщениями. Часто неясно, является ли это информацией из надежных источников. Это можно выяснить! 

В развитие темы прошлой статьи, ещё несколько полезных, на мой взгляд, советов

ОСТАНОВИТЕСЬ

Очень часто мы щёлкаем по ссылкам, даже не задумываясь, нужна ли нам эта информация или нет.

Если информация не имеет отношения к вам, то лучший способ — не вдаваться в подробности. Скажи сете СТОП!

Рассмотрим практическую ситуацию.

Что делать со случайной информацией?

В последнее время очень много ссылок, сообщений поступает вам по мессенджерам WhatsApp, Viber и Telegram.

Возможно, эта тема актуальна для вас. И кто-то из ваших знакомых знает об этом и поэтому хочет предоставить вам эту информацию. Но гораздо чаще — это другой случай: ваш знакомый прочитал в Интернете что-то, что его удивило, разозлило или просто показалось ему забавным. Теперь он хочет поделиться с вами своими эмоциями. Вот почему он присылает вам ссылку на эту статью или это видео.

В этом случае вам поможет первый совет: ОСТАНОВИТЕСЬ!

Это означает: прежде чем вы по привычке или из любопытства нажмёте на ссылку и начнете читать, вам следует задать себе следующие вопросы:

  • Действительно ли я хочу открыть этот сайт?
  • Хочу ли я прочитать статью?
  • Актуальна ли для меня эта тема?
  • Хочу ли я и дальше иметь с этим дело?

Если вы не убеждены в этом, то быстро отложите свой смартфон в сторону или лучше потратьте своё экранное время на то, что вы выбираете сами и что вам действительно интересно.

Но что делать, если информация имеет отношение к вам? Тогда стоит воспользоваться другими советами.

ПРОВЕРЬТЕ ИСТОЧНИКИ

Если контент имеет отношение к вам, то вы должны уметь классифицировать информацию, прежде чем углубляться в нее. Для этого проверьте источник.

Проверка источников сначала может показаться сложной и утомительной, особенно в том случае, если вы впервые о них слышите. Однако под этим подразумевается не всестороннее обследование, а получение быстрой первоначальной оценки. Важно то, что вы можете прийти к первоначальной оценке ещё до того, как углубитесь в конкретную информацию. Таким образом, вы сможете лучше систематизировать информацию с самого начала.

Изучение источника ничего не говорит вам о том, верна или неверна информация. Но это поможет сначала упорядочить информацию для себя. Потому что, конечно, есть разница, узнаёте вы об этом событии из солидного Интернет-издания или скандального жёлтого сайта, специализирующегося на фейках. У всех источников, в ряде случаев будут совершенно разные взгляды на одну и ту же тему. Обладая знаниями об авторах, вы сможете соответствующим образом реагировать на информацию и классифицировать её для себя при чтении.

ИЗУЧИТЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Если вы хотите узнать больше о конкретном утверждении и составить собственное мнение, то вам поможет поиск дополнительной информации, которая максимально полно прольёт свет на проблему с разных сторон.

Часто важен даже не источник, а то, что следует учитывать в конкретной информации.

Представьте, что вы прочитали статью, в которой выдвигается тезис о том, что вы можете пользоваться интерактивной доской на уроке лишь в течение 10 минут.

Вот почему вы считаете эту тему актуальной для себя, если вы педагог и у вас есть это замечательное современное оборудование. Но для вас сейчас важен не столько этот источник. Скорее, вы хотите иметь возможность составить своё мнение и ответить за себя на вопрос: могу ли я с чистой совестью использовать интерактивную доску (ИД) больше установленного времени? В своё время Дидактор в статье Экология мультимедийного урока писал о взятых с потолка требованиях СанПина по работе с ИД.

ЧТО вы собираетесь ДЕЛАТЬ?

Чтобы получить более полное представление о предмете, может быть полезно провести исследование статей, в которых перечислены различные точки зрения, исследования и обсуждения. вместо того, чтобы ограничиваться статьями, в которых чётко изложены категоричные позиции «за» или «против». Где больше присутствуют эмоции, а не доказательства. Итак, ваша цель должна состоять в том, чтобы найти статьи на эту тему, выполнив простой сетевой опрос. В этом вам поможет простая поисковая система, в которую вы вводите подходящие ключевые слова для получения нужной вам информации. Итак, в нашем примере: сколько времени выделяется на работу с интерактивной доской в школе.

И вы увидите, насколько разные рекомендации даются во вполне авторитетных источниках. К примеру, недавно Учительская газета в октябре этого года сообщила о рекомендациях Роспотребнадзора.

В начальной школе речь идет о 1-3 классах, включать проектор или пользоваться интерактивной доской можно не более 20 минут, в общей сложности в день – не более 80 минут. Для 4-х классов и более старших ребят интерактивную доску можно использовать на уроке не более 30 минут, суммарно в день – не более 90 минут. А старшеклассникам, то есть ученикам 10-11 классов, в день можно пользоваться такой доской не более 120 минут.

К примеру, в группу WhatsApp прилетела правдоподобная вирусная новость. Начинается бурное обсуждение. Но вы сомневаетесь: на самом ли деле это правда? Введите  ключевые слова о данном событии в поисковой системе или специально изучите текущие сообщения по этому поводу. Вы можете быть почти полностью уверены: если нигде больше в сети не сообщается об этом событии, то, скорее всего, как принято сейчас называть, перед вами скандальный фейк.

ВЕРНИТЕСЬ К ОРИГИНАЛУ

Поскольку информация в сети почти всегда воспроизводит лишь фрагменты события (факта), для его анализа полезно поискать оригинал. Где источник информации?

Многие вещи, которые можно найти в Интернете, вырваны из контекста. Демонстрируется фрагмент видео с последующими комментариями. Но как это произошло? Что на самом деле произошло на месте происшествия? Что было вырезано из видео, а что осталось внутри?

Может быть, есть изображение, которое кажется реальным, но подпись в лучшем случае сомнительна.

В таких случаях найдите не вырванную цитату, а полный текст статьи, интервью или соответствующий носитель (изображение, видео). То есть будьте как можно ближе к оригиналу, чтобы вы могли увидеть события в их первоначальном контексте. Это покажет вам, является ли прочитанное сообщение объективным и верным.

Лишь тогда вы можете с возмущением или одобрением прокомментировать сообщение в зависимости от собственных политических пристрастий и гражданской позиции.

В беседе с учениками учтите юношескую категоричность и эмоциональность ваших учащихся.

Учите их объективности в суждениях.

Но для этого, прежде всего, сами научитесь этому.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.