Как избежать кризиса критического мышления?

kriticheskoe-myshlenie-u-detej

Наш современный мир всё больше наводняется всевозможной информацией: достоверной и явно лживой, слишком поверхностной и глубоко научной, часто похожей на достоверную, вызывающую наше эмоциональное восприятие и, порой, обманчивую реакцию.  С самого утра, когда мы только открываем глаза, и до того, как ложимся спать ночью, наш разум постоянно будоражит появляющаяся новая информация, и бóльшая её часть появляется из наших цифровых устройств. Никогда в истории человечества не было такого времени, когда информация, новые, порой недостоверные, знания были бы в таком изобилии и легкодоступны, как сегодня.

Безусловно, демократизация знаний — это колоссальное событие, сравнимое с величайшими изобретениями человечества: огня, электричества и Интернета. Однако с переизбытком информации возникает синдром информационной усталости, которое ведёт к неверным оценкам реальности, ложным умозаключениям и к принятию неудовлетворительных, ошибочных решений.

Казалось, выходом из этого когнитивного состояния, возникающего в результате чрезмерного потребления ненужной информации напрашивается сам собой: в формировании у людей вообще, и учащихся в частности, критического мышления.

Однако события последнего года показали, что в ряде стран критическое мышление не приветствуется. Политические элиты, СМИ, социальные меньшинства (национальные, сексуальные) стали диктовать свои условия и навязывать свои установки. Любое другое мнение подвергается обструкции и даже преследованию.

К примеру, автору Дидактора до сих пор поступают письма из западных педагогических онлайн изданий о том, как надо преподносить ученикам события на Украине.

По сути, те страны, которые многое внесли в пропаганду и в методику критического мышления, на деле препятствуют его реализации в умах учащихся.

Понимаем ли мы, что такое критическое мышление?

Критическое мышление — это аналитическая модель, своего рода каркас, объединяющий набор взаимосвязанных навыков рассуждения. Критическое мышление не является монолитным навыком и, конечно же, не является отдельной когнитивной способностью. Это совокупность механизмов мышления, которые позволяют нам синтезировать, анализировать, обрабатывать и оценивать информацию.

Критика, как известно, подразумевает розыск и сужденье о достоинствах и недостатках какого-либо труда, анализ, оценка о явлениях какой-либо области человеческой деятельности.

Критический подход подразумевает две вещи:

во-первых, существование некритического мышления, которое является состоянием по умолчанию, лежащим в основе человеческого разума. В этом некритическом состоянии разум становится хранилищем фактов, вместилищем нефильтрованных идей и аргументов. К сожалению, часто это становится нормой.

во-вторых, в критическом состоянии наш разум использует сложные когнитивные процессы для фильтрации информации и оценки имеющихся суждений.

Само собой разумеющееся обязательно подвергается сомнению.

Эта раздвоенность в сознании критического и некритичного присуща каждому человеку.

Наши цели в формировании критического мышления

Известные таксономии учебных целей предполагают наличие в целеполагании шести следующих глаголов:

  • запомнить,
  • понять,
  • применить,
  • проанализировать,
  • оценить 
  • создать

Значение слова «критика» относится к существованию предвзятых или искаженных норм и к тому, что работа критически мыслящих людей заключается в выявлении этих искажений.

фэйк

Способность распознавать дезинформацию — это ярко выраженная функция критического мышления. Способность критически оценивать и фильтровать информацию позволяет развивать более чёткие процессы мышления, прежде всего, способность мыслить ясно и рационально.

Важнейшие навыки критического мышления

Критическое мышление, как указывалось ранее, представляет собой аналитическую структуру, состоящую из нескольких навыков мышления, некоторые из которых включают:

Задавать вопросы

Способность критически мыслить начинается с постановки серьёзных и глубоких вопросов относительно того, что нормативно считается достоверным и истинным знанием. Критические вопросы являются предшественниками глубокого обучения. Они побуждают к поиску различных точек зрения, мнений и склонностей. Критически мыслящие люди задают вопросы не ради вопросов, а для того, чтобы стимулировать обучение и открытия. Они мотивированы неугомонной потребностью учиться.

Решение проблем

Критически мыслящие люди ориентированы на достижение цели. Их цель — найти решения возникающих проблем. Эти решения могут быть представлены в разных формах. Независимо от того, нужно ли найти достоверную версию той или иной новости, раскрыть скрытые мотивы, стоящие за утверждением автора, понять, почему всё не так, как описано, или просто устранить неоднозначность ошибочной линии рассуждений и опровергнуть то, что на первый взгляд кажется вескими аргументами. Критические мыслящие люди постоянно руководствуются этическим и интеллектуальным обязательством, прежде всего перед собой, искать альтернативные точки зрения, решения и способы познания.

анализ

Аналитическая практика лежит в основе критического мышления. Умение задавать вопросы и решать проблемы эффективны только в сочетании со строгой аналитической практикой. Анализ существует там, где происходит отсеивание шелухи от зерна. Это предполагает рассмотрение подсказок, скрытых акцентов, неявных ассоциаций и последствий и принятие обоснованных решений. Критически настроенные аналитики — проницательные наблюдатели. Они не просто смотрят, но видят и представляют то, что непрофессионалы не могут легко увидеть.

Оценка

Критически мыслящие люди оценивают информацию по нескольким критериям и никогда не принимают сделанные выводы как должное. Они рассматривают знания как социально сконструированные и относительные. Поэтому они всегда склонны предполагать наличие разногласий, ошибок и фальсификаций. Оценка включает в себя тщательное изучение различных источников и точек зрения, принимая во внимание даже явно противоположные мнения и молчаливое согласие со всем подряд.

Вывод

Вывод — еще один ключевой навык критического мышления. Критическое мышление позволяет делать выводы из проанализированных данных, подтверждая или отвергая выдвигаемые ранее обоснованные предположения.

Элементы критического мышления

Критическое мышление — это процесс, который состоит из ряда элементов, которые представляют собой собственно процесс критического мышления:

  • наблюдение,
  • чувство,
  • удивление,
  • воображение,
  • выводы,
  • знания,
  • консультации,
  • идентификация,суждение 
  • принятие решений.

Наблюдение

На этапе наблюдения человек замечает несоответствия, нарушения и отклонения в своем непосредственном окружении. Наблюдение — это признание наличия проблемы, которая требует дальнейшего изучения.

Удивление

После наблюдения за данными возникает вопрос о возможных сценариях, планах, действиях, поведении и т. д., которые можно было бы применить. Но то, что нам кажется очевидным, на самом деле не было применено. Это, безусловно, нас удивляет. Отсюда мы задаём себе вопросы и представляем возможные ответы.

Сбор информации

Чтобы найти ответы на свои вопросы, критически мыслящие люди собирают информацию из разных источников. Их цель — осветить проблему с разных точек зрения и изучить как можно больше точек зрения. Все возможные источники данных проверяются с учётом несоответствий, различий, расхождений и противоречий.

процесс анализа

Анализ является важным элементом процесса критического мышления. Именно с помощью анализа критические мыслители разбирают аргументы, выявляют скрытые предубеждения и исследуют альтернативные точки зрения. Анализ — это методический процесс, который включает в себя повторное изучение данных, поиск избитых шаблонов мышления и выявление структурных несоответствий, приводящих к тупику или ложным выводам.

Процесс синтеза

Следующим шагом после сбора данных из нескольких источников и анализа является их синтез. Критические мыслители объединяют разрозненные идеи, предположения, факты и суждения. Они объединяют их во всеобъемлющую аргументацию. Эффективный синтез требует более глубоких уровней понимания, потому что отказываться от одних идей и выдвигать новые можно только после того, как они полностью усвоены и поняты.

Размышление

Рефлексия — еще один центральный элемент процесса критического мышления. Рефлексия — это многократный процесс, в ходе которого человек переоценивает свою аналитическую и аргументативную логику в поисках возможных влияний и предубеждений, которые могли повлиять на его рассуждения.

процесс определения

Собрав информацию, проанализировав её и поразмыслив, специалист по критическому мышлению теперь может определить проблемные области и выделить несоответствия. Ключ в том, чтобы сузить широкие рамки аргументации и деконструировать её структуру таким образом, чтобы стало легче решать поочерёдно каждую из проблем.

Процесс решения

Последним элементом процесса критического мышления является принятие решений. Как указывалось ранее, цель критического мышления заключается в том, чтобы мы могли принимать обоснованные решения, то есть решения, основанные на достоверных фактах и аргументах. Все предыдущие элементы процесса критического мышления работают вместе, помогая человеку решить, какой алгоритм действий предпринять, какие аргументы выдвинуть, какое поведение изменить или принять и так далее.

Характеристика критически мыслящих людей

Критически мыслящие люди — такие же обычные люди, как и все остальные, за исключением того, что они разработали для сильные когнитивные фильтры, которые помогают им ориентироваться в мире более тонкими способами. Учитывая озабоченность более глубокими формами понимания, критически мыслящие люди развивают в себе уникальные характеристики, в том числе:

Сопережевание

Критически мыслящие люди обладают эмпатией. Они признают и понимают чувства других, создают близость и сочувствуют им.

Гибкость

Критически мыслящие люди руководствуются логикой и аргументацией, Поэтому без проблем меняют свои позиции и убеждения всякий раз, когда появляются новые убедительные доказательства.

Трудолюбие

Критически мыслящие люди не выбирают коротких путей. Они сравнивают и сопоставляют различные источники, проверяют ресурсы, обсуждают аргументы, выявляют скрытые связи и взаимосвязи и проводят работу, необходимую для достижения того, что они считают обоснованными выводами.

Независимость

Критически мыслящие люди не клянутся в верности какому-либо вероучению, догме, группе (секте) или идеологии. Их кредо — логика и разум. Они обладают более глубоким чувством ответственности и уважения к другим. Критически мыслящие люди — это самостоятельные и независимые ученики на протяжении всей жизни.

Рефлексия

Критически мыслящие люди — это рефлексивные личности. Они постоянно размышляют о своих действиях, мыслительных процессах, эмоциях и чувствах. Они всегда стремятся раскрыть новые оттенки значений, обнаружить скрытые чувства и реакции и оптимизировать свою рефлексивную практику.

Цель

Критически мыслящие люди признают свои заведомые предубеждения, личные предположения и заблуждения и открыто заявляют об их влиянии на объективную оценку. Но их стратегия основана на фактических данных. И они приходят к объективным суждениям.

Наблюдательность

Критически настроенные аналитики обладают острым чувством наблюдения и вниманием к деталям. Они рассматривают мелочи повседневной жизни как возможные источники достоверных данных и путь к озарению.

Тактика учителя

Безусловно, формирование критического мышления у учащихся во многом зависит от учителя, насколько чётко и даже остроумно он будет создавать и предлагать проблемные ситуации.

Задания ученикам

⇒ Определите ошибочные аргументы данного утверждения и приведите контраргументы.

⇒ Какие идеи содержатся в данном утверждении. Насколько оно типично для данной концепции.

⇒ Синтезируйте информацию из различных источников в убедительные аргументы.

⇒ Оцените полученную информацию, сравните и сопоставьте её, а также выявите сильные и слабые стороны вашей аргументации.

⇒ Структурируйте аргументы в чётком и логичном порядке, разбивая сложные концепции на более понятные идеи.

⇒ Используйте различные формы и методы сбора данных, включая наблюдение, опыт, чтение, размышление и т.д.

⇒ Читайте информацию не только по факту, но и между строк. Обратите внимание на сноски и примечания. Разберитесь в скрытом значении информации.

⇒ Раскрывайте последствия приводимого утверждения, факта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.