Если вы хотите стать педагогом-экспериментатором

DSC_0484

Желание учителя что-то изменить в своей профессиональной деятельности — это один из способов избежать раннего профессионального выгорания. Да и министерские документы требуют от учителей работать по-новому, внедрять «инновационные технологии обучения».

Нигде в других социальных сферах не занимаются так много «инновациями», «новациями», «педагогическими экспериментами», как в образовании. Докторских и кандидатских диссертаций защищено намного больше, чем в других сферах. Правда, это никак не отражается на качестве современного образовательного процесса.

Впрочем,

пребывание в «постоянном творческом поиске» в приказном порядке ни к чему хорошему не приведёт.

К сожалению, в значительной части инновационная деятельность учителей превращается в бумаготворчество и в овладение малополезным наукоподобным языком. И все же жажда нового — вполне оправданное состояние учителя. Но к этому необходимо идти осознанно.

Мне хочется опубликовать цикл статей, посвящённых деятельности педагога-исследователя. Я постараюсь избавить читателя от излишних научных и околонаучных терминов.

Работать по-новому — вовсе не обязательно что-то изобретать.

Очень много общих и частных методик, которые не получили достаточного признания. Над ними работали учителя и учёные-педагоги.

Соблюдайте авторские права! Это отнюдь не умаляет ваших заслуг, если вы добьётесь успеха.

Итак, начнём по порядку.

Необходимо чётко разобраться, в чём суть вашего новшества. В педагогике это, прежде всего, связано с новыми подходами по организации, формам образовательного процесса.

Ставшая афоризмом фраза из басни И.А. Крылова «А вы, друзья, как ни садитесь…» в данном случае не подходит.

Предметом эксперимента становилась даже перестановка учащихся, новая организация их рабочего места.

  • Суть новации В.Ф. Шаталова заключалась не только в технологии опорных конспектов. Он распилил парты и посадил каждого ученика отдельно.
  • В.Ф. Базарный ввёл парты-конторки.
  • Многие технологии развивающего обучения связаны с коллективной деятельностью детей. А отсюда несколько вариантов организации работы микрогрупп.
  • Так называемое «гендерное обучение» предполагает раздельное обучение и воспитание девочек и мальчиков.

Организация учебного процесса по-новому может выразиться во внедрении новой образовательной программы или отдельного её модуля. Даже нового учебного предмета. В последние десятилетия это часто необдуманно вводилось в федеральном масштабе.

Может быть, к примеру, создана новая структура уже известной образовательной программы, введена новая последовательность тем.

Ну и наконец, учитель изучает и использует новые методики, технологии обучения и воспитания.

Взвесив все «ЗА» и «ПРОТИВ», учитель решает, стоит ли ему браться за тяжёлую ношу работы по-новому.

Учитель должен разобраться, насколько будут эффективны новые инструменты, которые он предполагает использовать. Каковы будут риски? Как их избежать?

Необходимо обеспечить объективность и достоверность результатов.

Часто учитель не замечает, что дело не в новых используемых методиках, а в том, что приступив к их внедрению, он просто стал лучше готовиться к урокам.

Работа по-новому должна быть ориентирована на результат. Мне известны учителя-экспериментаторы, которые внедряли новые образовательные технологии, становились победителями различных федеральных конкурсов. Но в итоге их ученики весьма неудачно сдали ЕГЭ.

В последующих статьях мы поговорим

  • о подготовительном этапе эксперимента (инновации)
  • о дальнейших этапах исследовательской работы
  • об обеспечении достоверности результатов.

Готов рассмотреть ваши предложения.

Рубрики: Авторское мнение, Цифровая дидактика | Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.