Должен ли быть учитель таким, как хотят ученики?

fizik

Люблю летнее время не только за тепло. Люблю за свободу размышлений, когда повседневная рутина на работе уже не мешает просто расслабиться и подумать о больших серьёзных вещах. О себе, о своём предназначении…

Эта статья — продолжение статьи пятилетней давности, когда к избитому вопросу «Каким должен быть современный учитель» я добавил свой — «Кому должен?»

Каждый будний день, утром, наши дети и наши ученики стонут: «опять вставать и  идти в школу!». Они жалуются на своего учителя, жалуются на большое количество домашних заданий. Жалуются на плохую погоду, на то, что в школе холодно…

Это не значит, что они ленивы. Просто им хочется играть в интернете, слушать музыку, общаться в социальных сетях, осваивать новые трюки на скейтах или велосипедах, а не изучать математику, языки и географию.

Мы знаем, что наши дети вполне добросовестные, трудолюбивые ученики. Мы отправляем их в школу, зная , что, по крайней мере, часть каждого дня они будут что-то открывать для себя, в чём-то разочаровываться, чем-то вдохновляться.

Мы знаем, что наши дети не любят некоторых из своих учителей и не видят смысла в некоторых в некоторых учебных предметах.

И всё же нормальные родители полностью поддерживают школу, понимая, что это продуманная система обучения и воспитания детей.

И учитель — представитель этой системы. Он отвечает, прежде всего, за качество обучения.

Почему? Потому что не работа учителя, делать то, что хотят дети. Не работа учителя развлекать ученика или увлекать его бесконечным «участием» в проектной деятельности.

Работа учителя заключается в том, чтобы помочь ученикам усвоить учебные программы, оказать им помощь, поддержать в понимании и применении на практике своих знаний.

Недавно одна учительница рассказала мне о том, что у неё был конфликт с одной из родительниц. Дочка пришла домой расстроенная. Учительница вручила грамоты своим ученикам за участие в конкурсе «Кенгурёнок». А дочке грамоту не дали по той простой причине, что девочка просто не хотела участвовать в конкурсе.

Конечно, учительница «вырулила» ситуацию. Но в очередной раз посетила мысль о том, что слишком часто учитель выступает в роли психотерапевта.

Выводы:

  1. Учителя не несут ответственности за то, чтобы развлекать детей на уроках и делать их счастливыми. И, разумеется, не только учителя должны быть ответственными за психическое здоровье детей. В идеале, конечно, хорошо, если ваша страсть, увлечённость своим предметом станет заразной и увлечёт учеников, но это не является целью обучения.
  2. Ученики любят разные учебные предметы. И часто нет способа увлечь всех. Часто достаточно определённого минимума базовых знаний. Этим вы только поможете ученику освободить больше времени на усвоение другого учебного предмета, который он любит.
  3. Мотивация учащихся — ключевой момент эффективного обучения. Основой мотивации, как известно, является создание ситуации  успеха учащихся. Чаще и легче такая ситуация возникает с помощью интерактивного обучения.
  4. Доброта является важным качеством учителя, но она только навредит, если учитель не будет в то же время твердым и справедливым.

 

 

Комментарии к “Должен ли быть учитель таким, как хотят ученики?

  1. Наталья говорит:

    Современный родитель зачастую в качестве причины неуспеха ребенка видит то, что «учитель не смог его заинтересовать, ему неинтересно», забывая о том, что по крайней мере в средних и старших классах это сделать сложно, если есть проблемы с базовой подготовкой, а главное — многое в будущей взрослой жизни будет казаться ему неинтересным и скучным, но он должен это выполнять изо дня в день. Учитель совершенно не обязан развлекать учеников, а родители, наслушавшись либеральных разговоров об образовании, думают, что вся учеба должна быть сплошным праздником.

  2. Елена говорит:

    Мы стали участниками Всероссийского экофорума РДШ 4-8 июня 2017г. в Клязьме.
    Хочу поделиться интересными материалами и идеями:
    Иван колечкин «Моя планета» «Уроки географии»,
    https://www.rgo.ru/ru/grant/cikl-obrazovatelnyh-filmov-uroki-geografii
    Представление Студии ИОРАН Институт океанологии им.П.П.Ширшова РАН — Владимир Марин. http://www.ocean.ru/content/category/13/124/171/

    • Георгий говорит:

      Поздравляю Вас с участием в таком престижном форуме. Большое спасибо за ссылки.

      • Елена говорит:

        Спасибо!
        Получилось очень интересное представление проекта по географии. Но насколько захватывающее живое общение с этими людьми!
        Как хорошо, что они у нас есть!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.