В Интернете нет недостатка в эссе, статьях, интервью на эту тему. Но я хотел бы уточнить вопрос. Кому должен?
Если чиновникам от образования, олицетворяющим наше государство и запрос от него, то это один учитель. Это безропотный исполнитель, который будет соответствовать многим надуманным и не всегда понятным критериям.
После каждого чрезвычайного происшествия: малолетние преступники, суициды детей, наркомания и других негативных проявлений государство в очередной раз кивает в сторону учителя. Виноват, прежде всего, он. Вдогонку телевизионная малаховщина очень быстро формирует негативное общественное мнение об учителе.
Перед родителями предстанет совершенно другой идеальный учитель. Родители далеки от понимания «инновационность», «ИКТ-компетентность» и т.д. Для них в учителе важно совершенно другое. Часто родители в своих запросах эгоистичны. И это вполне понятно.
Каким должен быть учитель глазами учеников? Конечно, ученик, прежде всего, требует уважения к себе.
Как-то по согласованию с директором школы мы провели анонимное анкетирование с выпускниками.
Спрашивали их впечатления о школе, пожелания. И вдруг в половине анкет читаем самые нелестные отзывы об одной и той же учительнице. Хотя в анкетах мы вообще не просили давать характеристики учителям. А у ребят накипело: хамство, откровенное вымогательство и одновременно профессиональная некомпетентность.
С возрастом оценки выпускников меняются. Многим «строгим, но справедливым» учителям они воздают должное. Но многие обиды остаются на всю жизнь.
И наконец, последнее ДОЛЖЕН.
Должен самому себе.
А каким учителем Я хочу быть? Не лгу ли я сам себе? Не пора ли мне уходить? Не тяготятся ли мною ученики, родители и мои коллеги?