Дидактическая игра «Что загадал учитель?»

Мы часто жалуемся, что дети цифрового поколения нередко обладают небольшим предметным словарным запасом. Учитель старается использовать все рычаги обучения. Одна из наиболее эффективных и в то же время привлекательных для учеников форм обучения — дидактические игры. Есть целый ряд интеллектуальных игр, главная цель которых пополнить понятийный словарь учащихся, что, безусловно, повлияет на качество предметных знаний. Предлагаю в коллекцию учителя ещё одну дидактическую игру, для организации которой не нужно больших усилий, но результативность может стать ощутимой. Для её организации не понадобится большой подготовки и даже технических средств. Главная цель этой игры: расширение тематического словарного запаса и закрепление знаний.

Игра Что загадал учитель отчасти напоминает описанную мной дидактическую игру (приём педагогической техники) Аукцион. Однако в отличие от неё мы имеем дело с более систематической работой с тезаурусом.

Организация игры

Учащиеся могут выполнять это задание самостоятельно, в парах или в небольших группах. Учитель пишет на доске или воспроизводит на мультимедийном экране название категории или темы учебной программы. К примеру: «Арктические пустыни», «Творчество А.С. Пушкина», «Нелинейные уравнения», «Кислоты», «Реформы Петра Первого» и т.д.

Учитель пишет десять слов, связанных с темой, на листе бумаги, на доске, бумажном плакате или экране, но ученики не должны их видеть.

Считаю два последних варианта более предпочтительными, т.к. итоговое воспроизведение по бумаге не произведёт должного эффекта. Воспроизведение на доске тоже имеет свои недостатки, связанные с недостатком времени и проблемой, как «спрятать» эти слова. Наиболее надёжный вариант — использование мультимедийного экрана (экран — проектор, интерактивная панель, интерактивная доска). Для воспроизведения этих десяти слов, подготовленных учителем, наиболее целесообразно использовать приёмы цифровой дидактики Шторка или Шторка-пауза.

Написанные учителем слова могут быть ключевыми словами, связанными с этой темой (см. приём Ключевые слова). Учитель также может включить в свой список менее ожидаемые слова, естественно по данной теме.

Затем дайте ученикам 5 минут на то, чтобы записать как можно больше слов, связанных с темой.

Первый раунд

По истечении времени учитель показывает свои десять слов. Пока он читает список, учащиеся обводят кружком любое из слов учителя, которые появляются в их списках. Каждому ученику, ученической паре или команде учащихся присваивается по баллу за каждое слово, совпадающее со словами из списка учителя.

Второй раунд

Учитель предлагает каждой из команд по очереди назвать оставшиеся у них слова. Другие команды вычёркивают совпадения.

Во втором раунде побеждает та команда, у которой осталось больше слов.

Подведение результатов

Побеждает та команда, которая наберёт большее количество баллов по итогам двух раундов.

Безусловно, команды могут оспаривать наличие слов друг у друга во втором раунде, считать, что слова не соответствует теме. Каждая из команд должна обосновать своё мнение. Такая дискуссия только на руку. Ученики таким образом погрузятся в тему, научатся основам дискуссии.

Примечание

Если среди команд возникает недоверие и они подозревают друг друга в нарушении правил (главное из них: ученики после сигнала учителя дописывают те слова, которых у них не было. Если такая ситуация возникает, предложите ученикам подготовить список слов в двух экземплярах. По одному экземпляру ученики сдают учителю, а с другим работают.

Как видим, данная дидактическая игра поможет значительно расширить предметный словарный запас учеников, а при должной организации может способствовать критическому мышлению учащихся, их умению совместно работать, а также доказывать своё мнение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.