В Дидакторе уже публиковался материал о технологии модульно-редуктивного обучения, о применяемых в данной технологии педагогических техниках, прежде всего, об авторской технике активно-продуктивного чтения. Теперь хотелось бы показать, каким образом работают эти инструменты непосредственно на уроке.
Вашему вниманию представлена матрица редуктивного урока. Такие матрицы выдаются каждому ученику и состоят из алгоритма учебных задач, направленных на самостоятельное творческое усвоение учебного материала, создание целого ряда продуктов ученической деятельности, что является конкретным воплощением идеи портфолио ученика и критерием для формирования его содержания.
В данном случае представлена самостоятельная работа учеников с новым учебным материалом. Но обратите внимание: ученики не просто «переписывают» параграф учебника или бездумно читают заданные учителем отрывки.
Они выполняют ряд учебных действий по трансформации новых знаний. В течение всего урока многократно производится редукция знаний. Работа ученика на понимание учебного материала происходит посредством создания им собственных продуктов в виде учебных задач.
В течение урока меняются формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, когда ученики могут ознакомиться с выполненными заданиями своих товарищей, попытаться ответить на них.
Благодаря этому, происходит многократное оперативное повторение учебного материала, что сказывается на качестве его усвоения.
В ходе самостоятельной работы учеников учитель имеет возможность подойти к каждому: помочь, направить, проконсультировать. Но ни в коем случае не подсказывать!
Конечно, дело затратное. Приходится тиражировать матрицы, продумывать каждый из уроков, не повторяться. Но потеря времени стоит этого. Учащиеся осознанно относятся к своей работе на уроке.
Итак, пример.
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
(История России XVII-XIX вв. учебник для 10 кл. под ред. А.Н. Сахарова. М. 2004. §§ 12-13).
Дорогу осилит идущий… Тебе предстоит сегодня самостоятельно изучить и оценить деятельность одного из наиболее ярких представителей династии Рюриковичей. Собрав воедино учебный материал из §§ 12-13, проведи анализ происходивших событий, деятельности отдельных исторических персонажей и дай им оценку.
Цель поставлена. Вперед! В твоем распоряжении учебник, рабочая тетрадь. Ряд заданий направлен на работу в паре или группе. Если нетрудно, помоги товарищу или сам при необходимости обратись к нему за помощью.
Шаг первый. Сформулируй вопрос к разделу «Крестовый поход в степь» (§ 12), который начинался бы со слова «Кто…?».
Шаг второй. Взаимоконтроль. Работа в паре. Сравни сформулированный тобой вопрос с вопросом своего товарища. Запиши ответ на него в тетрадь.
Шаг третий. Впиши в схему недостающие слова.
Шаг четвертый. Сформулируй вопрос к разделу «Восстание 1113 г.», который бы начинался бы со слова «Почему…?»
Шаг пятый. Взаимоконтроль. Работа в паре. Сравни сформулированный тобой вопрос с вопросом своего товарища. Запиши ответ на него в тетрадь.
Шаг шестой. Впиши в схему недостающие слова.
Шаг седьмой. Используя материал раздела «Владимир Мономах – великий киевский князь», заполни следующую таблицу.
Шаг восьмой. Напиши стихотворение из пяти строчек (рифма необязательна).
Первая строка — Владимир Мономах
Вторая строка — два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки данного исторического персонажа
Третья строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные ему.
Четвертая строка – ключевая фраза, раскрывающая сущность Владимира Мономаха
Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее тему стихотворения
Шаг девятый. Работа в группах.
Задание 1.
Закончите предложения:
Мы считаем, что Владимир Мономах …
Потому, что он…
Мы можем это доказать на примере …
Исходя из этого, можно сделать вывод, что Владимир Мономах …
Задание 2.
Обсудите и выскажите свое коллективное мнение о том, какое из заданий на уроке вам больше всего понравилось и почему.
Какое не понравилось и почему?
Задание 3.
Подумайте, какие эпитеты можно было бы употребить в адрес следующих выдающихся личностей отечественной истории. Что их объединяет?
По данной теме был спаренный урок. Работа в группах проводилась на втором уроке. Было время обсудить, поспорить. Оживлённо ребята выполняли задание 3. Они быстро поняли, что все четыре исторических персонажа объединяет одно имя.
Причём дали прозвища и двум более современным нам Владимирам. Выявили и общие черты в деятельности всех четырех, и, прежде всего, подчеркнули их реформаторскую политику.
Как-то раздал ученикам анкету с просьбой оценить такую организацию работы на уроке. Запомнился отзыв одного из учеников:
«Наконец-то я научился самостоятельно думать!»
Доброго дня, Георгий Осипович. У меня есть вопрос: можно ли применять данную технологию для более младших классов?
Могут ли пятиклассники (шестиклассники) заниматься самостоятельно.
Здравствуйте, Равиль! На мой взгляд, можно и в 5-6 классе. Только учебные задачи готовить соответствующие. Больше игровых, занимательных, то есть соответствующих возрасту. Но, конечно, стоит сначала оценить степень подготовки пятиклассников. К сожалению, часто встречаются такие, которые еле читают после окончания начальной школы. С ними нужна отдельная работа.
Мне Ваш сценарий понравился.
Добрый вечер, уважаемый Георгий Осипович!Большое спасибо за предоставленный сценарий, урок, действительно, хороший.Получила большое удовольствие, читая Ваш сценарий, очень интересный и главное эффективный, прослеживается связь истории с литературой и русским языком. А главное, чего стоит отзыв ученика, до которого удалось достучаться. Удачи Вам!
Сценарий замечательный! Но ведь главное не сам сценарий, а идея, лежащая в его основе. Огромное спасибо за напоминание. Такая «встряска» нужна время от времени большинству из нас!
Хотелось бы попробовать данную технологию на уроке английского языка, например, по домашнему чтению. Интересно, есть ли такой опыт на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе?
Этом мой авторский опыт. Данных об использовании на уроках иностранного языка нет. Но, на мой взгляд, эта технология вполне может быть использована и в преподавании этого предмета.
По-моему, десятиклассники способны на более продуктивную работу. Для них это слишком низкий уровень. Помню, когда училась в десятом классе, чтобы подготовиться к уроку по истории, приходилось сидеть в библиотеке несколько часов, перелопатить тонну литературы, чтобы затем получилась эффективная групповая работа по анализу экономических реформ в странах соцлагеря. Было трудно и очень интересно! так с тех пор прошло двадцать лет. Неужели теперь все так инфантильно?
Здравствуйте Георгий Осипович! Рад, что опять случай свел меня с вами (мы познакомились в Новокузнецке). Хотелось бы плотно поработать с вами или вашем центром. У нас явно общие интересы, поэтому найдётся, что пообсуждать (например, как модифицировать социо/игровые технологии работы с репродукциями худ.полотен для урока, на котором у многих учеников будут планшеты).
А сейчас о сценарии. В нём есть интерактивность, но её может быть на порядок больше (за счёт отказа от привычной регламентации, последовательности, предписаний). Не прописано, как получаются пары (а лучше бы тройки — тогда возможных позиционных претензий-стычек будет меньше).
Если не против, то я могу прислать вам свою версию предложенного фрагмента (например, для экспериментальной проверки)…
И ещё. Могу ли я перепечатать вашу статью «Техника интерактивного обучения» (с ссылкой на ваш сайт) на сайте ОТКРЫТЫЙ УРОК http://www.openlesson.ru/ — ?
С уважением,
Вячеслав Букатов
Здравствуйте, Вячеслав Михайлович! Конечно, я помню нашу встречу и благодарен Вам за очень полезное общение. Буду рад сотрудничеству. По поводу публикации «Техники интерактивного обучения», конечно, не возражаю.