Поводом к этой статье явились материалы, размещённые на сайте компании Sparkol.
Ситуация с которой часто встречается любой преподаватель школы, колледжа, вуза.
Вы очень хорошо подготовились к занятию. Вы уверены в доказательности своих суждений. Но вы проводите занятие… и видите скучные физиономии ваших подопечных.
Вот восемь способов привлечь и удержать внимание к своему уроку (лекции).
1. Метод усиления
Возьмите, казалось бы незначительный факт и продемонстрируйте, что это является серьезной проблемой.
К примеру, начиная изучение вопроса о гендерном воспитании и обучении, привести данные английских учёных о том, что
в возрасте 5 лет 24 процента мальчиков в 5 лет не могли написать свои имена, в отличие от девочек, где трудности с написанием испытывали только 13 процентов.
63 процента из них могли сосредоточить внимание и сфокусироваться на необходимой задаче. У мальчиков этот показатель был гораздо ниже — 48 процентов.
Схватив внимание аудитории (класса), продолжите освещение проблемы, переходите к выводам.
Используйте видеофрагменты, которые могут удивить, ошеломить.
К примеру, касаясь современных технологий, показать видео об изобретении одной из японских компаний.
2. Сенсорная техника
Стимулировать воображение вашей аудитории можно через описание в ярких деталях того, что они сами не раз испытывали.
К примеру, изучая этапы чувственного познания, описать в подробностях, как человек разрезает лимон и по лезвию ножа стекают капельки сока.
У всех присутствующих появится живое представление о лимоне, хотя преподаватель не произносил слово «кислый».
Связь физических воспоминаний поможет вам больше удержать внимание обучаемых.
3. Метод персонализации
Даже хорошо мотивированные к учебе не всегда внимательны, если вопрос не затрагивает их лично. Сформулируйте проблему так, чтобы обучаемый понял, что это касается именно его.
Хорошо, если это связано с прошлыми воспоминаниями или перспективами будущего:
«Поднимите руки, кто задумывался в детстве, кем хочет быть?»
4. Метод головоломки
Начать занятие с загадки, головоломки. Это возбуждает любопытство обучаемых.
Эта загадка должна стать центром вашего занятия. Она может быть реальной или выдуманной.
Но она должна интриговать. Вы можете дать ссылку, где можно найти ответ. Или обещать дать ответ в завершении занятия.
5. Метод вопросов
Ваши вопросы могут опираться на личные воспоминания слушателя, чувство его идентичности или общих знаний.
Но это не должны быть конкретные вопросы, требующие знания по изучаемой теме.
Вопросы могут быть риторическими, чтобы обучаемые могли анализировать, предложить свои идеи, высказать собственное мнение.
Это хорошо в том случае, когда необходимо помочь обучаемым сформулировать проблему и перейти к способам её решения.
6. Метод цитаты
Цитирование фраз известных деятелей прошлого и настоящего является лёгким способом овладеть аудиторией, особенно если эта личность знакома и уважаема. Или цитата покорила слушателей своей неожиданностью и глубиной.
Правда, не используйте слишком «заезженные» цитаты. Это, наоборот, подорвёт ваш авторитет.
Этот метод можно использовать, когда необходимо подвести итоги или сформулировать какую-то ключевую мысль.
7. Метод историзма
Личные истории, личный пример, довольно эффективный инструмент для более доступного понимания учебного материала.
Рассказывая личную историю о себе или о ком-то, вы можете показать, что данный конкретный человек также испытывал определённые трудности, но добился желаемого, преодолев обстоятельства.
Этот метод хорош, чтобы в доступной форме объяснить ключевые идеи, синхронизировать эмоции аудитории с эмоциями преподавателя.
8. Техника Юмора
Создание раскрепощённой атмосферы делает вашу аудиторию теплее к вам и более восприимчивой к вашим идеям.
Ваше чувство юмора расскажет вашей аудитории о ваших ценностях и может стать мостиком для построения доверия. Это поможет обучаемым чувствовать себя более комфортно, делиться своими идеями и активнее участвовать в обсуждении.
На эту тему читайте также: