Ситуация весны 2020 года и последние известия о COVID-19 заставляют нас вновь задуматься о школьном дистанционном образовании. В основном мы обсуждали КАК это сделать, обращали внимание на серьёзные минусы в обучении, вызванные ограничениями в работе школ. Между тем, общение с рядом педагогов, родителей, учеников и студентов, позволяет сделать выводы о том, что некоторым из них стало легче учиться и легче учить — или, по крайней мере, не труднее. Мои рассуждения о некоторых неожиданных преимуществах дистанционного обучения содержат конкретные примеры нашей образовательной практики.
Обучение
Для Наташи, восьмиклассницы из Нижнего Новгорода, вынужденный переход на дистанционное обучение стал настоящим подарком судьбы. 15-летняя девушка описывает, какой была типичная обстановка в её классе до пандемии: во время работы в микрогруппах ученики постоянно перебивали друг друга, в классе небрежно относились к школьному имуществу, неуважительно относились к учителям, дрались и часто оскорбляли друг друга. По её словам, за три года обучения в этой школе она встретила лишь нескольких учителей, “которые хорошо владели обстановкой в классе”.
Теперь, с записанными видеоуроками и ссылками на образовательные ресурсы, Наташа может работать в своём собственном темпе. Самые трудные предметы (математика, физика) стали для неё проще, потому что у учителя есть время, чтобы объяснить учебный материал и продуктивнее провести онлайн учебное время. До этого, при обучении вживую, учитель тратил, «по крайней мере, треть урока, пытаясь поддерживать порядок».
Действительно, кто работал в 7-9- классах, знает, что это очень сложный возраст становления подростков, и проблемы с дисциплиной возникают не редко.
Любопытно, какой вывод сделала ученица:
”Тот факт, что я учусь намного лучше вне класса, показывает, что что-то не так с нашей образовательной системой.”
Новые условия, возможно, выгоднее для Натальи, но можно сделать вывод, что многие её одноклассники, не отличающиеся дисциплиной, вряд ли успешно учатся на дистанции. Дистанционное обучение и другие виды современных образовательных технологий, как правило, приносят пользу хорошо успевающим ученикам, но тормозят в развитии других.
Какой можно сделать вывод из рассуждений этой 15-летней ученицы?
Одна из подсказок в её рассуждениях заключается в том, что многие школы в последние годы делают большой акцент на совместном обучении, проектной деятельности. В ряде школ бóльшая часть учебной работы выполняется в группах, назначенных учителями из четырёх-шести учеников. Многие учителя отдают предпочтение такому виду учебной деятельности, зачастую отказываясь от прямого обучения.
Между тем, многие подростки жалуются, что групповая работа заставляет добросовестных учеников отвлекаться на своих недисциплинированных сверстников и уговаривать их делать свою часть работы. Это, несомненно, способствует беспорядку в классе, который мешает способным и дисциплинированным ученикам продуктивнее учиться в школе. Говоря о познавательном процессе, групповая работа часто не только неэффективна, но и значительно усложняет управление классом. В то время как на многих курсах повышения квалификации учителей пропагандируются предполагаемые преимущества совместного обучения, проектно-исследовательской деятельности, очень мало времени уделяется тому, как поддерживать контроль над классом, как управлять классом при различных формах учебной деятельности.
Выводы учителя
Татьяна, учитель биологии из Красноярска, сообщает, что переход на онлайн обучение облегчил выяснение того, когда ученики не усвоили новый материал, что, как оказалось, происходит гораздо чаще, чем она предполагала.
В классе Татьяна заметила, что ей часто было трудно заставить учеников отвечать на вопросы. Из страха, что они дадут неправильный ответ. Однако при обучении через Zoom она использовала его функцию опроса, чтобы ученики анонимно отвечали на вопросы с множественным выбором. Активность детей заметно возросла. Но Татьяна также обнаружила, что многие ученики неправильно понимают содержание.
“Было несколько моментов, когда я задавала вопрос, который, как я думала, будет лёгким, чтобы как-то сдвинуть дело с мёртвой точки. И чуть больше половины класса ответили неправильно.”
Учительница поняла, что ученики, которые добровольно отвечали на вопросы в классе, были теми, кто лучше всего понимал материал, давая ей ложное чувство уверенности, что изложение учебного материала и его понимание прошли успешно. Теперь, вооружившись знанием того, что «половина класса сейчас не со мной», Татьяна может попытаться исправить положение, пока не стало слишком поздно.
Учительница находит возможность мгновенно проверять понимание всеми учениками «отличной». И это, конечно, не будет частым, когда возобновятся обычные занятия. Но, несомненно, это не должно прекратиться. Проводить персонифицированное и анонимное тестирование можно регулярно, в том числе и в печатной форме.
Опыт Татьяны, несомненно, отражает то, что происходит во многих классах. В рамках повышения квалификации учителей часто не обращают внимание на базовый уровень обучения, и сразу переходят к задачам “высшего порядка”, таким как анализ. Учителя могут обнаружить, что у учеников возникают проблемы с выполнением этих более сложных задач. Но трудность часто заключается в том, что ученики не поняли материал базового уровня, и, соответственно, не могут провести анализ.
Татьяна поняла, что проводимые ею онлайн тесты помогли разобраться в «истинной ситуации».
Глубоко убеждён, что частое тестирование по базовым знаниям учащихся — отличный способ помочь ученикам, вспомнить, усвоить и сохранить учебную информацию.
Планирование
Учебно-тематическое планирование всегда было головной болью для учителей. Рабочие программы превратились в огромные папки, которые предназначались отнюдь не для работы, а для отчётов вышестоящей администрации.
Планирование учебной деятельности не было направлено на практическое образование.
Возникшая ситуация с коронавирусом и вынужденной изоляцией, когда у детей не было нужных учебников и книг, позволила учителям самим подбирать коллекции образовательных ресурсов. Кроме того, родителям гораздо легче помогать детям с их заданиями. Учебные вопросы и задания учителя стали намного проще и понятнее.
Качество работы, которую ученики выполняют дистанционно, остается таким же высоким, как и раньше, — считает Татьяна. И дети находят темы в учебном плане более привлекательными. Татьяна считает весьма полезными коллекции записанных видеоуроков, созданные на различных дистанционных платформах.
Безусловно, когда школы вернутся к нормальному режиму обучения, учителя и администраторы извлекут уроки из опыта, подобного этому. Они могли бы начать использовать групповую работу более экономно, гарантируя, что все ученики поняли, чему их учили, и разработать такие учебные программы, которые вооружают детей базовыми знаниями. На их основе они могут осознанно заниматься самостоятельной познавательной деятельностью.
Не нужна пандемия, чтобы увидеть основные недостатки в том, как мы учим, но можно надеяться, что в новых образовательных реформах будут учтены вскрывшиеся во время коронавируса проблемы.
Какие первые выводы вы сделали для себя?
Что вы используете, а от чего откажетесь осенью с учётом опыта весеннего карантина?
Дидактор ждёт ваших комментариев.