Управление вниманием на уроке: четыре главных условия

4020712_large«Ваш сын невнимателен на уроке».

«Ваша дочь вертится на уроке»

«…Разговаривает на уроке, пишет записки…»

«- Светлана Дмитриевна! Смотрите, снег пошёл!

— Дети, не отвлекайтесь!»

«Дети! Все слушаем меня!»

И т.д.

Не правда ли, знакомые до боли фразы?

Мы уже упоминали о том, что в нашей педагогической литературе очень мало публикаций по управлению классом (см. недавний материал в Дидакторе).

И в этом контексте — одна из очень сложных проблем: управление вниманием.

Никакие окрики, призывы к ученикам быть внимательнее, не повлияют на качество занятия, если оно не будет подкреплено умелыми действиями учителя.

К сожалению, педагоги-практики не всегда знакомы с исследованиями отечественных и тем более зарубежных психологов. А вооружиться есть чем.

Международным бестселлером в свое время  стала книга известного американского публициста Малкольма Гладуэла «Переломный момент».

Прежде всего, наше внимание привлекают фрагменты книги о том, как готовилась одна из популярнейших детских образовательных телепередач американского телевидения «Улица Сезам». Вдвойне полезной эта книга будет и для тех учителей, кто со всей серьезностью относится  к конструированию мультимедийных уроков.

Одна из ключевых проблем, которую решали авторы этой передачи – управление вниманием.

Вся философия авторов «Улицы Сезам» строилась вокруг одной большой идеи:

Если ты можешь удерживать внимание детей – ты можешь их обучать.

Ребенок, в силу своих возрастных психологических особенностей, не может долго задерживать свое внимание на одном объекте. Не зря методика младшей школы требует чередования различных форм учебной деятельности через каждые 5-6 минут. В соответствии с этим учитель должен найти соответствующие «переключатели» внимания к новым учебным задачам.

Следует обратить внимание и на раздражающие факторы.

М. Гладуэл приводит любопытный опыт с двумя группами детей. Обеим группам дали посмотреть одну и ту же передачу. Детей из второй группы при этом поместили в комнату с большим количеством ярких игрушек на полу.

Исследователи подсчитали, что дети в комнате без игрушек смотрели передачу примерно 87% . Дети в комнате с игрушками – приблизительно 47%. Между тем, выводы были удивительными: результаты запоминания информационного блока передачи в обеих группах были абсолютно идентичными!

Можно сделать вывод о том, что качество поставленной перед детьми учебной задачи, интерес к ней, — это гораздо важнее, чем раздражающие факторы.

Главное, чтобы они не стали лидирующими. На большом экране во время мультимедийного урока даже место нахождения раздражителей имеет важное значение. Вовсе не обязательно избавляться от них.

Часто во время самостоятельной работы в классе, с одобрения детей, я включал магнитофон. Причем звучала далеко не классическая музыка. Громкость была умеренная. Я даже замечал, что ребята в такт музыке кивали головами, неслышно притопывали. Результаты работы в таких условиях были даже лучше, чем обычно, и ученики при этом меньше уставали.

Конечно, главное – конечный результат. Учитель может выбрать увлекательную игровую форму занятия, оригинальную организацию занятия в целом. Внимание детей высокое, и казалось, результаты достигнуты. Но вдруг оказывается, что дети обращали внимание на внешние факторы, на сам процесс дидактической игры, а не на содержание учебной задачи.

Итак, каковы главные условия управления вниманием:

  • Интерес
  • Умело выстроенный алгоритм
  • Умеренное использование раздражителей. Тут следует вспомнить о эмоциональном нажиме, особенно при переходе от одного учебного эпизода занятия  к другому.
  • Никаких повелительных команд. Дети могут выполнить учебную задачу «из-под палки», но результаты ее будут плачевными.

Фото из Агентства национальных новостей

Комментарии к “Управление вниманием на уроке: четыре главных условия

  1. элеонора говорит:

    а как быть с 15-17 летними, которых в школе ничему не научили? а нужно осваивать профессию в колледже. Чего только не придумывала — ничего не помогает! Ваши статьи читаю регулярно — практически во всем с вами согласна и многие приемы раньше работали отлично — лет 5-6 назад, сегодня не срабатывает ни один!!!

  2. baikalchanga говорит:

    Подтверждаю! Дошколята у меня обучались английскому. Опыта обучения таких малышей при этом у меня никакого не было. Родители давали детям с собой на занятия (по моей просьбе) альбомы и карандаши-фломастеры. Некоторые рисовали всё занятие. Некоторые рисовали только когда давалась команда это делать. Некоторые рисовали и отвлекались только если им это было ооочень интересно. Но результат был очень неплохой: дети помнили всё что проходили на занятии. А ведь цель была — усадить детей, не дать им просто бродить по классу. Если их заставляли сидеть и слушать, писать, повторять — дети быстро уставали и отвлекались уже совсем, без малейшего желания возвращаться к предмету обучения

  3. Мадлен говорит:

    К сожалению, педагоги не всегда могут справиться с этой проблемой. Необходимо привлекать родителей к тому, чтобы они делали дома с ребёнком специальные упражнения для развития внимания. Вот здесь, например, можно посмотреть: http://vps-psycho.host4g.ru/?page_id=70

Добавить комментарий для элеонора Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.