Ученик в роли учителя как проектная технология

uchenik

Эта идея  в моей практике родилась совершенно случайно. Как-то в коридоре школы обратил внимание на свою ученицу-десятиклассницу, когда она возилась на перемене с малышами – сама, без указаний педагогов, решила организовать их досуг.

После своего урока, я подозвал эту девочку к себе и предложил провести урок в шестом классе. Первой реакцией было замешательство: «Я же из троек не вылезаю!».

Я убедил девочку, что у неё есть дар общения с детьми, а к уроку можно подготовиться. «Погружение» в тему урока прошло без проблем. То, чего я добивался от ученицы несколько месяцев, вдруг решилось само собой.

Кроме этого, пришлось познакомить с секретами учительского мастерства. Ученица составила план-конспект. Совместными усилиями мы продумали все этапы урока, все учебные задачи, которые она должна была поставить перед учениками.

Урок получился добротный. Это была победа ученицы над собой, над своими комплексами. Было ещё несколько таких уроков в 5-6-х классах. Девочка закончила школу с отличными оценками по истории и обществознанию и осознанно выбрала исторический факультет педагогического университета.

Участвовать в таких проектах нашлись еще желающие.

Таким видом проектной деятельности учащихся мы привносим элементы редуктивности в познавательную деятельность. Продукт труда ученика – его урок. Но в результате мы получаем и высокий уровень его подготовки по данной теме.

Кроме того, мы способствуем развитию коммуникативных навыков учащихся, искусству делового общения.

259

Использование такой проектной методики в практике учителей можно только приветствовать.

Итак, какие  варианты подготовки учащихся к подобным урокам, определенные условия их проведения могут быть?

  1. Проведение уроков в 5-7 классах. Учитывая концентрическую систему обучения по ряду учебных предметов, это будет весьма полезно для учащихся, которые смогут изучить, повторить, закрепить пройденное.
  2. Проведение уроков в своем или параллельном классе.
  3. При изучении сложных тем возможна коллективная работа группы учеников с дроблением их деятельности на отдельные учебные эпизоды: 1-2 ученика готовят опрос домашнего задания, 2-3 ученика — организуют изучение нового материала.
  4. Подготовка проекта не распространяется на те формы учебной деятельности, которые предполагают пассивную работу ребят: устный опрос, самостоятельная работа.
  5. К контролю знаний ученики привлекаются в том случае, когда они готовят тестовые задания (на бумаге и компьютерные), дидактические игры, интеллектуальные головоломки.
  6. Обязательная методическая подготовка учеников. Необходимо знакомить их с секретами педагогического мастерства, приёмами педагогической техники.
  7. Обязательное подведение итогов. Учащиеся анализируют работу своего товарища: насколько его работа помогла усвоить учебный материал, чем интересен был урок, какие формы учебной деятельности на уроке наиболее понравились.
  8. Учитель не должен вмешиваться в ход урока за исключением явных фактологических, принципиальных ошибок в содержании. Он подводит итоги, резюмирует обсуждение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.