Интерактивный опорный конспект, ставший логичным продолжением технологии опорных конспектов, великого В.Ф. Шаталова, всё чаще стал использоваться педагогами.
Опорный конспект в качестве развернутой наглядной конструкции, как известно, содержит расположенные определённым образом закодированные ключевые слова, факты, явления и даже целые процессы. Это позволяет эффективно усваивать довольно значительные объёмы учебной информации.
Однако опорный конспект не всегда успешно «читается» учениками. Язык кодирования у каждого разный. Один легко усваивает предложенные учителем опорные сигналы, символы, то есть всю совокупность обозначений. Другому требуется некоторое время на запоминание.
Приём ВСПЛЫВАЮЩИЕ ПОДСКАЗКИ направлен на то, чтобы помочь ученику на переходном этапе, пока он не «переварил» все условности. Как приём работает? Рассмотрим фрагмент интерактивного опорного конспекта.
Ученик щёлкает по непонятному ему сокращению, опорному сигналу или символу, и на короткое время появляется небольшая подсказка.
Каждое ключевое слово должно обозначаться определённым символом. При изучении следующих тем ученик будет встречать уже знакомые ему символы, опорные сигналы.
К примеру, подобный символ
может обозначать на уроке истории понятия «революция», «восстание», а на уроке химии понятие «реакция».
Очень важно, чтобы большинство опорных сигналов были интуитивно понятны.
К примеру, «восстание стрельцов» обозначено не буквенным сокращением, а следующим опорным сигналом
Один из символов нам уже известен (революция, восстание), а второй (стрелка) напомнит нам стрельцов. Кстати, и данный опорный сигнал тоже имеет всплывающую подсказку. Попробуйте.
Конечно, усвоение кодированной информации будет эффективно работать, если учитель обращается к технологии опорных конспектов как к системе, то есть многократно. Мультимедийные средства помогут сделать опорные конспекты не только лаконичными, хорошо структурированными, но и более наглядными, динамичными и многоуровневыми.