Интерактивный опорный конспект

Технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова пользуется неизменной популярностью среди учителей. С помощью компьютера мы можем придать ей второе дыхание, сделав ее более динамичной и интерактивной.Помню, в начале своей учительской карьеры, мне было очень жаль, чтобы вся информация появлялась перед учениками на ватманском листе. Постоянно расчерчивать поэтапно опорные конспекты на доске – было неудобно. А рисовать фрагменты на отдельных листах, конечно, было накладно.

В мультимедийной опоре появляется не вся информация одновременно, а последовательно, по ходу рассказа учителя или воспроизведению учебного материала при ответе учеников на домашнее задание. Многие учителя замечали, что ученики отвечают намного увереннее, имея перед глазами такой опорный конспект.

Мы можем сделать наш мультимедийный опорный конспект многомерным. В ходе изучения нового материала с помощью гиперссылок учитель может развернуть каждый из блоков опорного конспекта в более подробную информацию о том или ином событии, явлении, учебном эпизоде. Для этого достаточно воспользоваться управляющими кнопками.

opora

В приведенном в качестве примера опорном конспекте по истории гиперссылками выступают кнопки, означающие подзаголовки темы. Достаточно щелкнуть, к примеру, по кнопке «Детство Петра», то по гиперссылке мы перейдем к другой опоре по фрагменту урока  или для предоставления дополнительной информации.

opora1

Гиперссылками может стать любой объект (любой знак, рисунок, слово).

На слайдах по разделам информация также размещается в виде опорных конспектов. Напомним, что в мини-опорах с более детальной информацией обязательно должна быть «кнопка возврата» к главной опоре. Такое выполнение опорного конспекта позволяет гибче реагировать на изменения в учебных ситуациях.

Эпоха информационного общества требует оперативной работы с большими блоками информации, их быстрой обработки, умелого сжатия. Некий визуальный ряд быстрее запоминается учениками, чем обыкновенный текст. Педагогические справочники дают следующее определение опорного сигнала:

ОПОРНЫЙ СИГНАЛ — средство наглядности (схема, рисунок, чертеж, криптограмма), содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию, оформленную по правилам мнемоники (искусства запоминания)  — Федеральный портал «Российское образование»

Составить хороший интерактивный опорный конспект не просто.

При подготовке опорного конспекта Виктор Федорович Шаталов предлагает воспользоваться следующими основными принципами:

  • Лаконичность (300–400 печатных знаков).
  • Структурность (4–5 связок, логических блоков).
  • Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).
  • Унификация печатных знаков.
  • Автономность. Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным.
  • Ассоциативность.
  • Доступность воспроизведения.
  • Цветовая наглядность и образность.

Мультимедийные технологии могут помочь нам создать уникальные опорные схемы и сигналы.

С педагогической точки зрения смысл сообщения может быть одинаков при любой знаковой форме. Главное, чтобы этот смысл был понят обучающейся стороной.

Опорные сигналы должны создаваться с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Можно только согласиться с создателями уникального педагогического пособия под руководством В.А. Сластенина:

Для развития сознания и выявления порождающих его структур требуется выяснение адекватных возрастным особенностям детей внешних средств (предметов, знаков, символов, моделей) и внутренних способов предметной и умственной деятельности. В образовании связей между предметами и действиями (акциями) опосредующую роль играют знаково-символические структуры (выделение мое – Г.А.), которые входят в психическую материю сознания (Л.С. Выготский). Символизация играет при этом роль средства осмысления ( Сластенин В.А. и др. Педагогика: М., 2002. С. 257).

см. пример Интерактивного опорного конспекта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.