Обилие учебной информации часто мешает понимаю сути изучаемого вопроса. Часто учитель, закончив изложение учебного материала, обращается к учащимся с банальным вопросом: » Ну что ребята, поняли?» Дружный возглас «Да-а-а-а!» не должен успокаивать.
В своё время великий К.Д. Ушинский высказался по этому поводу следующим образом:
Понимание — это объяснение самому себе.
Пока ученик сам не разберётся в сути изучаемого явления, процесса, события, сплошь и рядом мы встречаем вызубренные ответы, которые отнюдь не демонстрируют качество усвоения учебного материала.
Очень важно предоставить ученику инструменты ПОНИМАНИЯ.
Графическое изображение процесса понимания предоставляет ниже описанный приём.
Денотатный граф — это весьма эффективный приём технологии критического мышления.
[от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу]
Он является хорошим способом вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Я воспользовался примером, выложенным на сайте DocMe.
Суть данного приёма заключается в том, что ученик выделяет ключевое понятие (существительное).
Ниже он подбирает глаголы, описывающие наиболее важные процессы, происходящие с данным понятием (существительным). На данном этапе данный приём перекликается с Синквейном (пять строчек).
Для Денотатного графа характерно чередование существительных и глаголов. Поэтому на следующем уровне необходимо представить комментарии к глаголам существительными, иногда связанными с ними прилагательными.
На следующем уровне ученик подбирает глаголы к предыдущим существительным.
Ключевое слово по мере построения графа дробится на слова-«веточки». Приём можно эффективно использовать при проведении анализа нового понятия, определения с разных позиций его содержания.
В отличие от Синквэйна, как правило, используемого для обратной связи, приём Денотатный граф необходим ученику, прежде всего, для осмысления учебного материала.