Технологический приём ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ

img44

Обилие учебной информации часто мешает понимаю сути изучаемого вопроса. Часто учитель, закончив изложение учебного материала, обращается к учащимся с банальным вопросом: » Ну что ребята, поняли?» Дружный возглас «Да-а-а-а!» не должен успокаивать.

В своё время великий К.Д. Ушинский высказался по этому поводу следующим образом:

Понимание — это объяснение самому себе.

Пока ученик сам не разберётся в сути изучаемого явления, процесса, события, сплошь и рядом мы встречаем вызубренные ответы, которые отнюдь не демонстрируют качество усвоения учебного материала.

Очень важно предоставить ученику инструменты ПОНИМАНИЯ.

Графическое изображение процесса понимания предоставляет ниже описанный приём.

Денотатный граф — это весьма эффективный приём технологии критического мышления.

[от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу]

Он является хорошим способом вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

3

Я воспользовался примером, выложенным на сайте DocMe.

Суть данного приёма заключается в том, что ученик выделяет  ключевое понятие (существительное).

Ниже он подбирает глаголы, описывающие наиболее важные процессы, происходящие с данным понятием (существительным). На данном этапе данный приём перекликается с Синквейном (пять строчек).

Для Денотатного графа характерно чередование  существительных и глаголов. Поэтому на следующем уровне необходимо представить комментарии к глаголам существительными, иногда связанными с ними прилагательными.

На следующем уровне ученик подбирает глаголы к предыдущим существительным.

Ключевое слово по мере построения графа дробится на слова-«веточки». Приём можно эффективно использовать  при проведении анализа нового понятия, определения с разных позиций его содержания.

В отличие от Синквэйна, как правило, используемого для обратной связи, приём Денотатный граф необходим ученику, прежде всего, для осмысления учебного материала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.