Опубликовано

  • 27.05.2014
  • в 03:19 ПП
  • Георгий

Технологический приём БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

2


Май27

0004-004-Bortovoj-zhurnal

Пытливый учитель найдёт немало статей с описанием технологии критического мышления. Однако при изложении тех или иных приёмов данной технологии  всегда возникает ощущение недосказанности в описании её инструментария.

Вовсе не обязательно гоняться за большим арсеналом приёмов. Гораздо предпочтительнее тот вариант, когда учитель владеет лишь несколькими технологическими приёмами,  но зато они хорошо отточены и результативны.

Технология критического мышления предполагает высокий уровень самостоятельной мыслительной активности учащихся. Очень важно помочь детям рационализации своего умственного труда.

Чтобы шаг за шагом ученики добивались успеха даже при изучении нового сложного  материала. Чтобы ученик мог на каждом этапе занятия оценить слабые и сильные стороны понимания проблемы. В то же время «Бортовой журнал» поможет педагогу получить обратную связь о степени усвоения темы учащимися.

Приём может использоваться как в школе, так и в колледжах и вузах.

Главное его преимущество заключается в графической фиксации учеником учебной информации.

Занося записи в «Бортовой журнал», ребята учатся:

  • определять неизвестные или малопонятные области в теме;
  • самостоятельно решать, что в данной теме им необходимо прежде всего изучить;
  • обобщать и систематизировать потоки учебной информации;
  • формулировать вопросы;
  • письменно выражать свое отношение к теме,
  • оценивать и анализировать учебный материал;
  • сопоставлять различные точки зрения между собой;
  • обосновывать свою точку зрения.

Ученик занимает не пассивную позицию на уроке, а выполняет роль исследователя.

Алгоритм выполнения приёма «Бортовой журнал»

1. Вступительная часть.

Педагог кратко, в течение пяти минут знакомит учащихся (студентов) с главными идеями новой учебной темы.

2. Обсуждение схемы успешного изучения предстоящей темы.

Учитель  предлагает ученикам высказать свои представления о том,

  • какие понятия должны быть отображены в рассказе (лекции), чтобы лучше раскрыть данную тему;
  • какие проблемы могут возникнуть при изучении;
  • какая визуализация учебной информации будет достаточна в ходе занятия.

В течение 2-3 минут, идёт обсуждение в парах, малых группах или всем классом фронтально.

3. Составление плана изучения новой темы.

Ребята записывают основные этапы изучения данной темы, составляют список понятий, с которыми им предстоит ознакомиться.

4. Выбор темы сочинения (эссе),  которое они могли бы написать, изучив указанную тему.

Очень важно, чтобы ученики сами сформулировали тему и выбрали форму письменного отчёта.

5. Формулирование ключевых вопросов к теме.

Совместными усилиями составляется список тех понятий, терминов, которые обязательно должны быть раскрыты. Лучше если будут сформулированы вопросы с использованием ключевых слов,  отражающих суть любой темы.

Эти ключевые слова были предложены американским педагогом-исследователем Сандрой Каплан:

  • структура
  • взаимодействия
  • свойства
  • воздействие
  • функция
  • влияние
  • виды
  • развитие
  • цель
  • условие
  • отношение
  • смысл
  • связь
  • значение

Таким образом, составляется серия вопросов:

Какова структура…?

В чём смысл…?

При каких условиях…?

И т.д.

6. Заполнение бортового журнала.

Ученики разлиновывают тетрадь по вертикали. В левой части листа записывают сформулированные вопросы. Правая часть оставлена пустой для заметок.

7. Изложение нового материала.

Учитель излагает учебный материал. Ученики делают заметки в правой стороне листа, фиксируют, что ими понято или наоборот.

8. Промежуточная рефлексия.

Учитель делает остановку и выясняет, как учениками воспринят учебный материал. Выясняет, с какими трудностями они встретились. Необходимо уточнить, во время этой паузы, на что необходимо обратить большее внимание.

Ученики в это время могут записать в «Бортовой журнал» новые вопросы. Новые дополнения, уточнения обсуждаются всем классом. Учитель при продолжении устного рассказа (лекции) учитывает пожелания учащихся.

9. Графическое отображение изученного учебного материала.

Учитель предлагает ученикам составить опору (таблицу, схему, кластер, рыбий скелет  Исикавы Мору и т.п.).

Конечно, этому должно предшествовать изучение различных способов графического «сжатия» учебной информации, чтобы эта процедура не заняла много времени.

10. Обсуждение графических изображений.

Учитель должен выяснить, насколько точно графические изображения соответствуют степени понимания учеником нового материала. Обсуждение должно быть максимально конкретным:

  • «Что означает эта стрелка?»
  • «Почему всё объединено в круг?»
  • и т.д.

11. Выход на практику.

Учитель просит учеников вспомнить, что из изученного материала было им знакомо или встречалось в их жизни. Что и где может им пригодиться в дальнейшем.

12. Дальнейшее изложение учебного материала.

Ученики дополняют свои графические изображения, список терминов.

13. Обсуждение результатов работы.

После окончания изложения учебного материала учитель организует обсуждение результатов работы:

  • «Что вызвало трудности при изучении данной темы?»
  • «Какое из заданий легче всего было выполнить?»
  • «Как изменилось ваше представление по изученной теме?»
  • и т.д.

14. Выполнение самостоятельной работы (сочинение, эссе).

На основе «Бортового журнала» учащиеся пишут небольшое сочинение, тему которого они определили еще в начале занятия. Впрочем, после устного рассказа учителя они могут изменить тему, если им кажется, что теперь они могут сделать это более продуманно.

Это может быть работа в классе, а может домашнее задание.

Очень важно, чтобы приём «Бортовой журнал» использовался разумно. По справедливому замечанию одного из российских популяризаторов технологии критического мышления И.О. Загашева, вряд ли «Бортовой журнал» подойдёт при изучении тем, изобилующих конкретными фактами, датами, цифрами.

Если материал лекции переполнен информацией «на запоминание» (факты, даты), то лучше использовать другую стратегию.

«Бортовой журнал» лучше всего годится для занятий, где необходимо ознакомиться с какими-то концепциями, идеями.

Данный приём способствует более продуманной самостоятельной работе учащихся. Он может использоваться ими не только при устном изложении учителем, но и для работы с учебником.

Составляя «Бортовой журнал», ученик составляет для себя алгоритм изучения новой для него темы. Это может пригодиться ему надолго.

Помню, как один из моих учеников во время организованного мной опроса о том, что дают им приёмы работы с текстом, написал:

«Наконец я научился думать самостоятельно».

Советую почитать:

1b2a0afb3bf67e51ad6d1349c52be970

Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб. : «Альянс «Дельта», 2003.


Похожие статьи:


Отзывы:
Технологический приём БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

  1. Нами:

    Спасибо за подробное описание алгоритма технологии. Вот если бы еще побольше примеров, чтобы лучше сориентироваться чем такое структурирование отличается например, от морфологического ящика http://didaktor.ru/metod-morfologicheskogo-yashhika-kak-gruppovaya-forma-obucheniya/

  2. Зайнель:

    Спасибо за подробную инструкцию. Раньше использовала этот приём, но возникли некоторые сомнения, которые разрешились после знакомства с предложенным Вами технологическим приёмом. Всё изложено чётко,ясно. Спасибо.

Оставьте ваш отзыв:
Технологический приём БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.