Системный подход в использовании искусственного интеллекта в обучении

Искусственный интеллект (ИИ) перестал быть футуристической концепцией и стал реальным инструментом, меняющим ландшафт образования. Однако его истинный потенциал раскрывается только при комплексном подходе, который интегрирует ИИ во все аспекты учебного процесса — от персонализации до анализа данных, от проектирования, планирования учебного процесса до реализации конкретных учебных задач. Как правило, в статьях, научно-практических конференциях, вебинарах на эту тему отражаются вопросы персонализации обучения, инклюзивности и адаптивности образовательной среды на теоретическом уровне. Между тем, педагогов чаще всего интересуют вопросы практического характера. Именно на этом и заострим наше внимание.

Нет сомнения, что учитель может добиться с помощью искусственного интеллекта большей эффективности обучения. Но только в том случае, если он поймёт, что искусственный ИИ необходимо использовать комплексно. Причём это не просто автоматизация, а создание комфортной для педагога и учащихся экосистемы, где информационные технологии усиливают человеческий потенциал.

При подборе цифровых образовательных инструментов с искусственным интеллектом учитель определяет наиболее значимые для него на всех этапах образовательного процесса.

Как известно, педагогический процесс имеет циклический характер и предполагает наличие последовательных этапов:

  1. подготовительного,
  2. основного,
  3. заключительного.

Каждому из этапов соответствуют определённые цифровые инструменты, основанные на поддержке нейросетей. Однако ключевыми инструментами, на мой взгляд, должны быть цифровые средства планирования с помощью искусственного интеллекта.

Планировщики учебного процесса на основе ИИ

Во время подготовительного этапа педагогического процесса учитель выявляет и ставит перед собой и учащимся конкретные учебные задачи, изучает реальные условия развития учебного процесса, прогнозирует возможные результаты и на основе этого планирует развитие учебного процесса.

Неоценимую помощь любому учителю от начинающего до маститого могут оказать планировщики учебного процесса.

Планировщик учебного процесса с помощью ИИ — это интеллектуальная система, которая использует алгоритмы искусственного интеллекта для автоматизации и оптимизации планирования обучения. Такой инструмент помогает преподавателям и учебным заведениям эффективно организовывать учебный процесс, учитывая индивидуальные потребности учащихся, цели и задачи.

Дидактор не раз писал о таких планировщиках:

Brisk Teaching — это универсальное расширение для Chrome, включающее искусственный интеллект для оказания помощи как преподавателям, так и учащимся в выполнении различных педагогических и проектных задач. Будь то создание документа на основе веб-сайта или другого веб-ресурса, предоставления отзывов о работе учащихся, при написании проектов до создания интерактивных тестов для проверки знаний. То есть Brisk Teaching предлагает множество функциональных возможностей для улучшения процесса обучения.

Curipod — превращает любой документ или презентацию в интерактивный урок, готовый к использованию в вашем классе. Процесс создания урока прост и понятен. Вы можете либо ввести тему урока и добавить как можно больше деталей, чтобы Curipod создал урок, либо загрузить документ или презентацию и использовать их в качестве основы для урока.

Almanack — ещё одна отличная платформа на базе искусственного интеллекта, которая поможет вам в планировании уроков. С её помощью вы можете легко создавать увлекательные планы уроков с различными учебными материалами, включая слайды, видео, рабочие листы, рубрики, задания и игры для класса и многое другое.

MagicSchool предлагает учителям доступ к более чем 60 инструментам искусственного интеллекта, которые помогут им в решении учебных задач. Есть генераторы планов уроков, создатели тестов, помощники на основе ИИ и многое другое. Вы также можете использовать Raina — чат-бота, специально обученного для нужд учителей и преподавателей. Просто введите запрос, и Raina предоставит вам полезные идеи и предложения.

Разработанная для облегчения всех аспектов подготовки к учебным занятиям, онлайн платформа Edcafe AI объединяет все необходимые учителям инструменты в одном простом сгенерированном искусственном интеллекте. Благодаря этому, учителя смогут уделить больше времени педагогическому общению с учениками и меньше — бумажной работе.

Roshi — это инновационный инструмент искусственного интеллекта, который в корне может изменить нашу работу, упростив процесс создания учебных материалов из любого онлайн-источника одним щелчком мыши. Значительная часть инструментов рассчитана на их использование учителями английского языка. Особенно если это касается веб-ресурсов. Однако любой учитель фактически любой страны и по любому предмету может воспользоваться тремя вариантами создания интерактивного урока.

School AI — это образовательная платформа на базе искусственного интеллекта, которая предлагает широкий спектр функций искусственного интеллекта для обучения, чтобы повысить эффективность вашего преподавания и общую продуктивность. Вы можете использовать School AI для создания различных учебных материалов, оценки заданий учащихся, организации занятий в классе, получения обратной связи, составления планов уроков и многого другого.

Lesson Robot — это помощник учителя на основе искусственного интеллекта, который ускорит процесс планирования уроков от идей до нескольких вариантов планов, создания дополнительных материалов, дидактических игр, упражнений и итоговых тестов.

Хочу подчеркнуть, что последовательность представления планировщиков совершенно случайная, а не по степени важности. Уверен, что учителю не стоит пренебрегать этими универсальными инструментами. Они помогут учителю приподняться над своей ежедневной рутиной и более творчески рассмотреть проведение каждого своего урока, каждого из его этапов.

Абсолютное большинство планировщиков не создают готовых цифровых образовательных ресурсов, но помогают вам спроектировать их на бумаге:

  • интерактивные рабочие листы,
  • презентации,
  • учебные видео,
  • тесты,
  • дидактические упражнения.

Конструкторы цифровых образовательных ресурсов

Ну а далее учитель выбирает конкретные конструкторы и инструменты и создаёт необходимые образовательные ресурсы, пользуясь рекомендациями искусственного интеллекта. Многие из современных конструкторов также обзавелись ИИ. Это только облегчит работу.

Пожалуй, нет необходимости делать обзор каждой из категорий. Это сделает статью слишком объёмной и похоронит главную идею. Вы легко можете найти тот или иной инструмент в Дидакторе, включив внутренний поиск.

Не забудьте о том, что даже после создания цифровых образовательных ресурсов, предназначенных для решения конкретных учебных задач, не стоит забывать о планировщиках на последнем заключительном этапе образовательного процесса. Как правило, многие из планировщиков помогут вам в разработке критериев эффективности, анализе и диагностике результатов.

Рубрики: Цифровая дидактика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.