Шаблон игры «Сказочный сортировщик»

scratch komlev

Олег Валентинович Комлев порадовал ещё одним шаблоном дидактической игры, выполненной в программе Scratch. Несмотря на сложности с их использованием, благодаря шаблонам интерактивных упражнений, вы не будете испытывать трудностей при их публикации, размещении в блогах и сайтах. В Дидакторе и в Академии цифрового учителя есть подробное видеописание о том, как пользоваться шаблонами Scratch. Поэтому в этой статье я ограничусь лишь подробной инструкцией, написанной Олегом Валентиновичем.

Предлагается  шаблон «Сортировщик» по аналогии с игрой «Убери лишнее», представленной Георгием Осиповичем. Но здесь по щелчку правильные картинки перемещаются, а не исчезают. Но можно настроить так, чтобы в каких-то заданиях картинки исчезали. Причем, в каждом задании фон может быть разный, и картинки передвигаются в разные места (в отличие от игр «Арифметический футбол» или «Морской бой»).

Напрямую, для этого пришлось бы задавать координаты и вставлять блоки в код, что затруднительно для начинающих. Но, оказалось, можно задавать координаты прямо внутри игры, средствами  самого Scratch.  Т.е. можно включить специальный режим настройки, переключаться между заданиями кнопками ВПРАВО\ВЛЕВО, пробовать, как каждое задание работает, и прямо тут же задавать начальные и конечные координаты спрайтов, фиксируя их кнопками ВНИЗ и ВВЕРХ. Итак, вот что представляет собой игра. Для начала нажмите зелёный флажок.

 Настройка игры

Для включения режима настройки следует выбрать 3-й костюм для спрайта ДАЛЕЕ (выбрать спрайт ДАЛЕЕ, вкладка «Костюмы» и там переключить на 3-й костюм «НА») и сделать щелчок по зеленому флажку, для удобства можно перейти в полноэкранный режим (значок «4 стрелки» в правом верхнем углу). Но можно вести настройку и не в полноэкранном режиме, если так удобнее.

Передвигаем кнопку НАСТРОЙКА, если необходимо, и нажимаем ПРОБЕЛ или ВПРАВО (они работают на заставке одинаково) —  фиксируется положение кнопки НАСТРОЙКА (в этом месте при показе будет кнопка СТАРТ) и переключается на следующей экран.

По экранам листаем кнопками ВЛЕВО\ВПРАВО. Если при этом не нажимаем ВНИЗ или ВВЕРХ, то ничего на экранах не меняется.
На каждом экране можно щелкать по спрайтам (именно щелкать, а не передвигать), чтобы попробовать как работает игра. Если на каком-то экране что-то не устраивает, то можно сразу же это исправить. Ставим спрайты в начальное положение и нажимаем ВНИЗ – фиксируется начальное положение спрайтов (к кнопке НАСТРОЙКА это тоже относится: перед нажатием ВНИЗ нужно перетащить ее в то место, где должна быть кнопка ДАЛЕЕ, если это необходимо).

Если какие-то спрайты не видны, то нажимаем ПРОБЕЛ, чтобы все спрайты появились на экране(при появлении они встают в начальное положение). Если каких-то спрайтов не должно быть видно (в этом задании не участвуют), то нужно передвинуть их за левую или правую границу экрана перед нажатием ВНИЗ.

Затем передвигаем спрайты в конечное положение (или за левую \ правую границу экрана, если они должны исчезнуть) и нажимаем ВВЕРХ, чтобы это зафиксировать. Если с нач. положениями всё в порядке, и нужно исправить только конечные положения, то поставьте спрайты на нужное место и нажмите ВВЕРХ  (нажимать ВНИЗ или ПРОБЕЛ и настраивать нач. положения при этом не обязательно). А если нужно исправить только начальное положение, то передвигаем спрайты и нажимаем ВНИЗ, чтобы зафиксировать нач.положение (если каких-то спрайтов не видно, нажмите ПРОБЕЛ).

Мнемоническое правило:

ВНИЗ содержит букву Н (как слово НАЧАЛО), кроме того можно представить, что нажимая ВНИЗ, мы как бы прикалываем кнопкой спрайты к бумаге (поэтому ВНИЗ задает Начальное положение). А ВВЕРХ, наоборот, «срывает» спрайты с места (открепляем от бумаги, чтобы куда-то перенести), и ассоциируется, например, со взлетом бабочки с исходной позиции, чтобы перелететь на другое место (поэтому ВВЕРХ задет конечное положение – положение, куда спрайты «перелетят»).

После настройки задания нажмите  ВПРАВО для перехода к следующему.

СОВЕТ:

Чтобы выйти из режима редактирования данного экрана и попробовать как он работает, нажмите влево, затем вправо (или вправо, а потом влево).

Так настраиваем все нужные экраны. Удобно делать это в полноэкраном режиме. В любой момент можно нажать зеленый флажок, чтобы начать с заставки. Чтобы быстро перейти к последнему заданию, нажмите зеленый флажок и 2 раза ВЛЕВО.

На фоне  КОНЕЦ можно нажать ПРОБЕЛ, чтобы выйти из режима настройки. А можно не выходить, а нажать зеленый флажок (или влево\вправо) и продолжать настраивать игру.

СОВЕТ: чтобы быстро выйти из режима настройки, нажмите зеленый флажок, затем ВЛЕВО и ПРОБЕЛ.

После настройки нужно не забыть исправить числа в списке «верных» (количество верных ответов): указываем там, сколько спрайтов нужно передвинуть. Если задание «убрать элементы» (при щелчке картинки исчезают), то указываем отрицательное число (например, указываем  –2   , чтобы убрать 2 картинки). Только при правильном числе в списке «верных»  кнопка ДАЛЕЕ позволит перейти на следующий экран.

Обратите внимание, первое задание размещено на фоне №2, ему соответствует число во 2-м элементе списка «верных», 3-й элемент соответствует 2-му заданию и т.д.  В 1-м элементе списка «верных» (это элемент для заставки) должен стоять 0, для фона КОНЕЦ элемента нет.

Можно менять список верных прямо во время настройки, для этого нужно выйти из полноэкранного режима, на вкладке «Код» выбрать раздел «Переменные» и поставить галочку у переменной «верных», чтобы этот список стал видимым и его можно было менять.

Во время настройки начальное и конечное положение запоминаются в специальных структурах данных (списках). В этих списках каждый элемент соответствует каждому заданию (фону). Эти списки и фоны должны быть согласованы, иначе все задания перепутаются.  Проще всего, если новые задания добавляются в конце (перед фоном КОНЕЦ), тогда такое согласование происходит автоматически. Для этого нужно в режиме настройки нажать ПРОБЕЛ, находясь на экране с заставкой (напоминание: в режиме настройки перейти на экран с заставкой можно щелчком по зеленому флажку).

Чтобы добавить вопросы, просто добавьте фон перед фоном КОНЕЦ (фон КОНЕЦ должен быть последним, а фон «заставка»- первым) , поместите на новый фон  текст и графику, и проведите настройку, как указано выше (не забудьте добавить число в список «верных»). Можно сразу вставить несколько фонов-заданий перед фоном КОНЕЦ , а затем  провести настройку всех новых заданий.

Можно удалить несколько последних заданий (несколько фонов, идущих подряд, перед фоном КОНЕЦ), но после этого нужно  провести настройку (войти в режим настройки, нажать зеленый флажок, потом ПРОБЕЛ, потом можно выйти из режима настройки).

Если добавить задание в середине (или удалить не последнее задание), то все настройки перепутаются. Если нужно удалить какое-то задание, но порядок остальных не важен, можно перетащить фон последнего задания на место перед удаляемым фоном, а затем удалить требуемый фон. Затем  в режиме настройки нажать ПРОБЕЛ, находясь на экране с заставкой, и  провести настройку перетащенного задания(которое было последним, а теперь займет место удаленного задания). Нужно также изменить число в списке «верных», соответствующее перетащенному заданию.

Если же порядок заданий важен, то добавить новое задание в середину можно так: в режиме настройки перейти на экран перед которым будет вставлено новое, нажать клавишу n (от анг.NEW, не забудьте переключить клавиатуру на английский язык). Должно быть подтверждение «Вставлено» (если его нет, скорее всего клавиатура не переключена на англ.буквы). Затем переключиться на список фонов (СЦЕНА, вкладка ФОНЫ)  и добавить новый фон в запланированное место (например, дублированием текущего фона). Очень важно добавить новый фон именно перед заданием, на котором нажали клавишу n! На новый фон можно добавить текст и картинки, затем следует провести его настройку.  После вставки  и настройки не забудьте указать нужное число в списке «верных».

Удалить новое задание в середине можно так:  в режиме настройки перейти на задание, которое нужно удалить, нажать клавишу d (от анг. DELETE, не забудьте переключить клавиатуру на английский язык).  Должно быть подтверждение «Удалено» (если его нет, скорее всего клавиатура не переключена на англ.буквы). Затем переключиться на список фонов и удалить фон, соответствующий удаляемому заданию (удалить именно тот фон, на котором нажали d).

Если всё-таки задания перепутались, то придется провести полную перенастройку всех заданий. Для этого нужно войти в режим настройки, нажать экране-заставке клавишу  ПРОБЕЛ (это подстраивает длину всех структур данных к количеству фонов), затем пройти по всем задания и в каждом провести настройку начальных и конечных положений (если они ошибочны).

В шаблоне есть 6 спрайтов в1-в6  (это животные, но можно изменить костюм (картинку) любого спрайта и составить задание на любую тему). Если их должно быть меньше, то просто удаляем лишние спрайты. Если нужно больше спрайтов, то щелкаем правой кнопкой мыши по любому спрайту  и выбираем  «Дублировать».  После этого в новом спрайте изменяем\добавляем\удаляем костюмы.

Однако при вставке и добавлении заданий необходимо учесть смену костюмов у спрайтов. Задания и костюмы спрайтов должны быть согласованы.

Проще всего, если каждый спрайт имеет только один костюм. Тогда удаление\добавление заданий смены костюмов не требует.

Возможен также вариант, когда у каждого спрайта задано столько костюмов, сколько в игре заданий. Т.е. в каждом спрайте:  1-й  костюм — для 1-го задания, 2-й  – для 2-го задания и т.д.   При добавлении\удалении заданий добавляем\удаляем  соответствующий  костюм каждого спрайта.

Более сложный случай, если у спрайта несколько  костюмов, и они автоматически меняются при смене задания. Например, если у спрайта 2 костюма, то костюм 1 появляется в нечетных заданиях, а костюм 2 — в четных. Если 3 костюма, то костюм 1 появляется в заданиях 1,4,7…, костюм 2 — в задания 2,5,8…, костюм 3 — в заданиях  3,6,9 …  Если у спрайта 1 костюм, то он один и тот же в каждом задании.

Это позволяет уменьшить количество спрайтов. Например: у всех спрайтов костюмы 1 — птицы, костюмы 2 — звери, костюмы 3 — рыбы. Тогда нужно чередовать вопросы так:  1)вопрос про птиц, 2)про зверей, 3)про рыб; потом опять — 4)про птиц, 5)про зверей, 6)про рыб и т.д.

Но тогда при добавлении\удалении заданий придется менять и костюмы спрайтов, чтобы они соответствовали заданиям.

_________________________________________________________________________

Безусловно, коллеги, работа в Scratch сначала вызовет у вас определённые трудности. Тут не следует торопиться. а шаг за шагом следовать инструкции. Задавайте вопросы автору шаблона.

Комментарии к “Шаблон игры «Сказочный сортировщик»

  1. Олег Валентинович говорит:

    В качестве фона можно использовать любую картинку, загруженную из интернета или нарисованную в каком-то редакторе или сделанную при помощи скриншота. Лучше перед вставкой в Scratch задать ей размер 960х720.
    Но можно ДОБАВИТЬ картинку как элемент на какой-то имеющийся фон или костюм спрайта. Для этого нужно загрузить картинку как отдельный фон или как отдельный спрайт, а потом скопировать всю картинку или её часть через буфер обмена (инструмент «выбрать» (стрелочка) и команды Копировать\Вставить). Правда, это буфер обмена Scratch, а не всей Windows, и копирует он элементы только внутри Scratch. После копирования этот фон-источник или спрайт-источник можно удалить.
    Если нужно копировать элементы между несколькими проектами, то удобно пользоваться Рюкзаком, перетаскивая блоки на него и обратно (впрочем и в пределах одного проекта он тоже работает).

  2. Олег Валентинович говорит:

    В шаблоне «Сказочный сортировщик» на заставке и на фоне КОНЕЦ надписи выполнены необычным шрифтом. В Scratch есть только два шрифта с русскими буквами — Sans Serif (что-то вроде Arial) и Serif (похож на Times New Roman), остальные русских букв не содержат. Но некоторые английские буквы похожи по виду на русские (А О T H E C и др), можно их писать вместо русских и выбрать какой-то замысловатый шрифт (также Ы можно заменить на сочетание «b» «I» ).
    А вместо слова КОНЕЦ я написал английскими буквами KOHEU и пририсовал хвостик букве U чтобы получилось Ц.
    Слово СОРТИРОВЩИК я написал дважды разным цветом и расположил надписи одна на другую с небольшим сдвигом — так получилась надпись с тенью.

    Но, конечно, можно просто нарисовать надписи в Word, РowerРoint, любом графическом редакторе или в онлайн-сервисе, сохранить в виде картинки и потом вставить на фон.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.