Власти американского штата Индиана постановили, что учителя в школах могут больше не учить детей письму авторучками. Взамен школьников, начиная с 4 класса, станут обучать на быстрой печати на клавиатуре,- сообщает журнал Time.
В директиве департамента образования штата сообщается, что школа вправе сама решить, продолжать ли обучение письму или вовсе отказаться от этой «архаичной» практики. Освоение быстрой работе на клавиатуре объявляется департаментом «жизненно важным в современном мире».
Но не всё так однозначно. Безусловно, меня, мягко говоря, удивляет уровень «компьютерной грамотности» тех учеников, которые набирают текст на клавиатуре одним пальцем.
Но…
контраргументы
Электронная версия газеты «Правда» сообщает о необычном эксперименте американских психологов из Вашингтонского университета среди школьников разных возрастов
Исследователи выяснили и сравнили их навыки владения ручкой и клавиатурой. В эксперименте участвовали три группы детей разных возрастов (8, 10 и 12 лет) с разным уровнем навыков письма. Всего в испытаниях были задействованы более 200 школьников.
Тест проводился в три этапа. Сначала детям предлагалось переписать список из ста слов, расставив их в алфавитном порядке, а затем повторить это за компьютером. Потом они должны были придумать и записать от руки предложение, начинающееся со слова «писать», а за компьютером – со слова «читать».
Затем ученые отвели 20 минут для того, чтобы школьники написали два эссе на свободные темы: за 10 минут первое, от руки, и за столько же – второе, с помощью клавиатуры.
Какие выводы сделали учёные:
- Когда дети пишут от руки, они делают меньше ошибок и их воображение работает лучше.
- Воспроизводить свои мысли по-старинке, на бумаге, полезно – это активизирует работу мозга, считают ученые.
- Даже самым заядлым любителям компьютерных игр удобнее писать шариковой ручкой.
- Пользуясь ручкой, дети проявляли больше фантазии при выдумывании и написании эссе. Опыты показывают, что одновременно с активизацией вестибулярного аппарата начинают работать и отделы коры головного мозга, отвечающие за воображение.
- Способность человека к письму не связана с его разговорной речью. Берясь за перо, каждый старается сформулировать свою мысль в виде связанного и законченного предложения.
- Науке давно известно, что символы, написанные собственной рукой, и буквы на мониторе воспринимаются совершенно по-разному. Виною тому моторное восприятие прописных букв, которое, дополняя зрительный образ, улучшает общее понимание информации.
- При разговоре мы стремимся, наоборот, сократить речь и используем простые наборы слов. Большая часть произносимых нами фраз является «рваными», незавершенными.
Автор этого исследования профессор образовательной психологии Вирджиния Бернинджер отмечает: «Люди думают, что язык – это очень простая конструкция. На самом же деле письменный язык очень сложен».
Существует целое направление исследований психологии и нейрологии, изучающее активность головного мозга при различных способах коммуникаций.
Ученые давно предполагают, что при использовании ручки или карандаша и при наборе текста на клавиатуре активируются разные отделы головного мозга.
В пользу этой теории говорят многочисленные косвенные доказательства, полученные в результате опытов последних десяти лет. Похоже, что работа с компьютером более механическая, поэтому и воображение работает слабо, а предложения в тексте получаются неразвернутыми.
Выводы профессора В. Бернинджер:
В современном образовании обязательно должен быть сделан упор на письменную работу. Хотя механизм, связывающий письмо с умственными способностями, еще мало изучен, но эта устойчивая связь должна быть активно использована в обучении.