Пять полезных советов, как разрешать конфликты «учитель-ученик»

konflikt

В последнее время конфликты между учителями и учениками становятся более частыми, более напряжёнными и более сложными. Далеко не всегда поможет имеющаяся специальная литература.

Без сомнения, каждый конфликт носит неповторимый, индивидуальный характер.

Поэтому любой пример конструктивного разрешения педагогических конфликтов может быть полезен.

5 полезных советов, как разрешать конфликты между учителем и учеником

1. Никогда не пытайтесь разрешить конфликт с конкретным учеником при всем классе.

Это дело двоих. Поведение ученика при всем классе может быть совершенно не тем, чего вы ожидаете.

2. Постарайтесь разрешить конфликт сами, не привлекая третьих лиц:

директора, завуча, школьного психолога, классного руководителя, родителей. Это только поднимет ваш авторитет в глазах ученика.

Постарайтесь узнать, в чем причина такого поведения ученика. Может быть, вскроется какая-то причина, о которой вы не знали. И ваше отношение к ученику изменится.

3. Если вы пошли на разговор с учеником, то он должен быть максимально конкретным.

Здесь позиция кота Леопольда («Давайте жить дружно») неуместна. Вы должны высказать конкретные требования, а может быть и предложения по удалению причин конфликта.

Это было в конце 1990-х годов, когда в семьях только начинали появляться компьютеры и Интернет. Никак не мог добиться хоть каких-то результатов от ученика, который буквально «тупел» у меня на глазах из-за бесконтрольного пользования ПК.

Выход нашёлся неожиданно: «Женя, времени исправлять твои двойки очень мало. Вот тебе мой электронный адрес. Давай мне свой. Я тебе вышлю тесты, а ты мне вышлешь ответы». Так началась «виртуальная учеба». Мальчик по-прежнему на уроках молчал.

Но ответы на мои задания присылал регулярно. Постепенно, когда Женя подтянулся, появился интерес и к урокам, он стал отвечать. Был первым моим помощником, когда необходимо было найти какую-то учебную информацию в Интернете, подготовить сообщение.

4. Четко определите предмет конфликта. Что вас не устраивает: поведение, учеба, отношение к товарищам?

Одного из одарённых ребят одноклассники буквально преследовали. Он уже боялся лишний раз поднять руку. Любой его ответ на уроке вызывал улюлюканье.

Нашёл возможность поговорить с мальчиками из его класса. Один из них был борцом – чемпионом России, другой – певец, лауреат всероссийского конкурса и т.д.

«Мы же гордимся вами. Вам повезло учиться рядом с таким талантом. И этим тоже гордиться надо, а не преследовать!»

Больше унижений не было. Наоборот, ребята взяли его под свою защиту.

5. Если вы мужчина-учитель, пользуйтесь этим. Вы добьетесь большего, чем ваши коллеги-женщины.

Ребятам не хватает мужского строгого внимания. И они ценят это.

Поведение одного из моих шестиклассников резко ухудшилось. Причем не только на моих уроках. Жаловались все: и  учителя, и мать, и классный руководитель. Я знал, что у него умер отец. Сам переживал за эту замечательную семью. Кроме мальчика я учил и его старшую сестру.

Пригласил ученика на откровенный разговор один на один:

«Виталик, как же так? Ты остался единственным мужчиной в семье. Мать так надеется на тебя!»

Реакция мальчика повергла меня в шок. Слёзы брызнули из его глаз. Куда девалась его ершитость?! Когда я успокоил Виталика, мы еще долго разговаривали.

Он буквально повзрослел на глазах. Учиться стал лучше. Учителя больше не жаловались. Мать тоже не могла нарадоваться. Время от времени мальчик подходил ко мне за советом: как починить кран, как вставить новый дверной замок…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.