Приём педагогической техники ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА

most

Школьные будни не должны отвергать свежесть, новизну каждого акта педагогического общения. Внимание учеников всегда привлекает спровоцированная учителем интрига. В начале урока учитель задаёт загадку (сообщает уди­вительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традици­онно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…».

Приём был описан Александром Гином и получил развитие в ряде методических разработок.

Примеры.

История.

Перед началом изучения нового материала о реформах 60-70-х годов в России учитель задаёт вопрос:

Почему эти реформы многие историки называют «революцией сверху»?

Ученики знакомятся с новой информацией из рассказа учителя, из учебника и обосновывают выражение «революция сверху».

Обществознание. (По учебнику «Обществознание» для уч-ся 10 класса под ред. Л.Н. Боголюбова. М. 2005. § 6. «Познание и знание». С. 55-67. Раздел «Познание чувственное и рациональное»)

Учитель обращается к классу: «Представьте себе, что вы взяли большой красивый лимон и решили нарезать его к чаю. Вы медленно режете ломтик за ломтиком. Поднимаете нож и видите, как по его лезвию медленно стекают капли лимонного сока…».

Как правило, ребята быстро реагируют на этот образный комментарий учителя, у многих передёргиваются лица при услышанном.

Учитель спрашивает: «В своём рассказе я ни разу не употребил слова «кислый». Почему же вы так отреагировали на мой рассказ?»

Начинаются сбивчивые объяснения. Учитель предлагает ознакомиться с материалом учебника, где излагаются этапы чувственного познания и дать ответ, опираясь на материал данного параграфа.

Литература.

Пример взят из статьи Е.В. Шацкой:

В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены четыре стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.

Физика.

Учитель демонстрирует фотографии загадочно рухнувших мостов, видеофрагмент не до конца объяснимых колебаний нового моста в Волгограде (фото в начале статьи).

В чем причина крушений новых мостов? Такой вопрос задаёт учитель в начале изучения темы «РЕЗОНАНС».

При использовании этого приёма не рекомендуется упрощать задание, когда ученики должны выполнить простейшую операцию на репродукцию знания, то есть найти в учебнике однозначный ответ на конкретно поставленный вопрос: «Кто…?», «Что…?» и т.д.

Можно предложить ребятам высказать свои версии. К примеру, до сих пор нет однозначного ответа, почему рухнул Египетский мост в Санкт-Петербурге. Или почему так раскачивался совершенно новый мост в Волгограде.

Как видим, отсроченную отгадку можно считать одним из вариантов постановки проблемной ситуации на уроке.

Ученики совершенно иначе относятся к самостоятельной работе с учебником на уроке, если необходимо не просто читать, а искать разгадку, ответ на сформулированную педагогом учебную задачу. Поэтому данный приём является одним из ключевых в технике активно-продуктивного чтения.

Комментарии к “Приём педагогической техники ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА

  1. Наталья говорит:

    Здравствуйте, Дидактор! Случайно попала к Вам в гости и решила задержаться надолго! Чётко, сжато, с примерами и образцами, с великолепными ссылками! Язык прост и доступен! Спасибо за материал! Рекомендую своим коллегам. Подписалась на Вашу рассылку.

  2. Ольга говорит:

    Спасибо вам за такой замечательный сайт и полезные статьи.
    Хоть я и не учитель, а только прохожу пед.практику, но очень хочется выполнить свою задачу качественно! В чем мне, надеюсь, очень поможет ваш сайт.

  3. Татьяна говорит:

    Спасибо за помощь! Нам порой так важно, чтобы хоть кто-нибудь был единомышленником в подаче материала нашиммалышам. Надеюсь воспользоваться сайтом на единожды.Спасибо!

  4. Наталья говорит:

    Все доступно и полезно.. с удовольствием получаю рассылки… перенимаю опыт. Спасибо за Ваш труд, творческих успехов, всех благ!

  5. Марат говорит:

    Очень хорошо представлена техника. Её могут использовать не только учителя, но и преподаватели колледжей и вузов.

Добавить комментарий для Наталья Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.