Принципы Эдварда Тафти: образовательный аспект

edward_tufte_book_1

Очень советую в летние каникулы прочесть перевод книги легендарного Эдварда Тафти, гуру информационного дизайна, Envisioning Information (ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ) . Общие принципы представления информации, изложенные основным генератором идей современной инфографики, хотя и не сфокусированы на образовательную сферу, могут  быть весьма полезными для авторов мультимедийных уроков, информационно-образовательных модулей и пособий.

Думаю, и авторы современных учебников с их часто бездарными иллюстрациями, а также издатели многочисленных наглядных пособий, вызывающих безнадёжную тоску, тоже найдут много полезного для своей профессиональной деятельности.

Принцип многомерного представления
информации

Э. Тафти назвал этот принцип бегством от плоскости.

Бегство от плоскости — важнейшая задача представления информации, потому как все интересные нам реальные и воображаемые сферы жизни, которых мы так или иначе касаемся, к счастью по природе своей разнообразны и ни разу не плоские. Э. Тафти

Э. Тафти останавливается на проектировании двух- и трехмерных моделей, проецировании в перспективу и других приёмах, техниках сопоставления и выбора необходимой информации.

Главная задача этих и других приёмов — смещение предмета интереса со способа представления информации на, собственно, информацию.

На сегодняшний день существует слишком много примеров, когда способ представления информации привлекает куда гораздо больше внимания, чем сама информация. Э. Тафти


Принцип макро- и микро- уровня
восприятия информации

Сложность, высокий уровень детализации и отличная организация информации упрощают восприятие. Э. Тафти

Комбинация сильно детализированных фрагментов и некоего обобщенного образа является важным принципом информационного дизайна.

Очень важно при восприятии информации использовать человеческие способности

выбирать, редактировать, выделять, структурировать, подчеркивать, группировать, разбивать по парам, объединять, синтезировать, фокусироваться на чем-то, организовывать, конденсировать, сокращать, категоризировать, каталогизировать, классифицировать, составлять списки, абстрагироваться, сканировать, вглядываться, сортировать, интегрировать, смешивать, изучать, фильтровать, аппроксимировать (сравнивать), кластеризовать, агрегировать, суммировать, подводить итоги, делать обзоры.


Дело не в количестве информации, а в том, насколько она эффективна. Э. Тафти


Принцип размещения информации по слоям

Чем сложнее учебная информация, тем важнее избавиться от хаоса в её представлении. Важно найти такие приёмы и методы, которые помогут её восприятию.

Одним из самых действенных методов уменьшения информационного шума и обогащения контента является техника расслоения, визуального разделения разных видов информации. Э. Таффи

Информационные слои могут отличаться по цвету, месту,  форме, размеру, по иерархии визуальных эффектов.

Принцип малых множеств

Количественные характеристики чего бы то ни было обретают смысл только в том случае, если есть с чем их сравнить. Э. Тафти

Используя этот принцип, можно усилить визуальные различия между различными сравниваемыми информационными объектами, Реальные отзывы о препарате сиалис софт что будет работать на больший образовательный эффект.

Принцип рационального использования цвета

В информационном дизайне цвет выполняет важные функциональные задачи:

  • маркировка (цвет используется для обозначения сущностей),
  • сравнение (для обозначения количества),
  • представление (символическое использование),
  • имитация реальности (для усиления реалистичности),
  • декорирование

Цвет в инфографике работает примерно также как в живописи. Поль Клее иронизировал: “Чтобы хорошо писать картины, достаточно просто красить нужным цветом в нужном месте”. Однако красить нужным цветом в нужном месте не так-то просто, и свидетельством тому редкие примеры цветной инфографики, которые хоть сколько-нибудь выигрывают перед инфографикой чёрно-белой. Э. Таффи

Принцип пространственно-временной визуализации времени и места

Это одна из важнейших проблем в информационном дизайне: компактное изложение большого объёма четырехмерной реальности пространства-времени до небольших визуальных моделей на бумаге или экране.

Возможно, когда-нибудь удастся решить проблему кодировки при помощи компьютерных хитростей: органично наложить абстрактные данные на анимированную плоскость, и тем самым запечатлеть едва уловимые различия. Э. Тафти

Пространственно-временные сетки, таблицы, схемы, графики, карты, маршруты являются теми инструментами, которые призваны справиться с большими массивами информации.

Вдумчивое прочтение этой и других книг Э. Тафти, уверен, будет весьма полезным.

Известный российский дизайнер Артемий Лебедев высказался о книгах Э. Тафти следующим образом:

Все четыре книги живого гения в области отображения информации (и вообще — отображения смысла) стоят того, чтобы немедленно потратить 160 долларов, оставив квартиру неоплаченной, а семью — голодной.

Рубрики: Цифровая дидактика | Метки: ,

Комментарии к “Принципы Эдварда Тафти: образовательный аспект

  1. Петров Владимир (Кривой Рог) говорит:

    На сайте не смог найти «Поиск» для посетителя. Мне хотелось посмотреть шаблоны и трюки в учебных презентациях для составителей и методистов-разработчиков.
    С уважением и надеждой на вашу помощь,
    В.Петров

    • Георгий говорит:

      Здравствуйте, Владимир! Шаблоны, примеры учебных мультимедийных разработок приложены к соответствующим методическим статьям. В концентрированном виде статьи и примеры выложены на странице Медиадидактика. Или я неправильно понял вопрос?

  2. Наталья Саражинская говорит:

    Cпасибо большое, Георгий Осипович! Вы очень-очень заинтересовали книгой! Ссылка Envisioning Information (ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ) в этой публикации выдаёт такую ошибку (уже второй день): На этой странице обнаружена циклическая переадресация
    Веб-страница http://didaktor.ru/goto/envisioninginformation.daiquiri.ru привела к избыточному количеству переадресаций. Пытаюсь через гугловский поиск найти книгу. Успешно скачала. Приятная польза, думаю, будет от чтения. Спасибо.

    • Георгий говорит:

      Здравствуйте, Наталья! Спасибо за замечание. Все выправил. Теперь ссылка работает нормально.

  3. Анна говорит:

    Отличная статья! Обязательно буду обращать внимание на использование этих принципов при создании презентации! Спасибо!

Добавить комментарий для Петров Владимир (Кривой Рог) Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.