Опубликовано

  • 21.05.2014
  • в 05:00 ДП
  • Георгий

Почему я против интерактивных уроков?

6


Май21

P1230613

Наступательная позиция IT-компаний, производящих современные электронные технические средства обучения, и пассивная позиция педагогов постепенно приводит к подмене понятий. Или к их применению совершенно необдуманно к тем областям, которые весьма далеки от  настоящих образовательных целей.  Это самая неприятная вещь в педагогике. К сожалению, это происходит и в отечественном, и в зарубежном образовании.

К примеру, понятие «образовательные технологии» (education technology) стало все чаще трактоваться лишь  в узком понимании, как использование современных инструментов обучения: компьютеров, проекторов, ноутбуков, планшетников, калькуляторов, смартфонов, онлайн и офлайн обучающих программ и дидактических игр.

С частными понятиями происходит то же самое. Все чаще словосочетание «интерактивный урок» становится синонимом урока с интерактивной доской

Многие IT-компании в своих целях пытаются поддерживать образование, прежде всего, в том, что касается продвижения их продуктов. Проводятся конкурсы, практические конференции, семинары. Однако на этих встречах крайне мало встречаются дидактически выверенные примеры эффективного внедрения нового электронного оборудования.

Большего вреда для практической педагогики, как бездумное использование современных технических средств обучения придумать нельзя.

Из эффективных помощников такие средства обучения становятся  навязчивыми монстрами, которые губят творчество педагогов и детей.

Таких, как приведённый ниже урок, к сожалению, много выложено в Интернете:

В приведённом уроке видны серьёзные огрехи, которые не помогут исправить самые современные средства обучения. Точнее, именно такие средства и приводят к педагогической неудаче.

НЕЛЬЗЯ

  1. Нельзя работать с интерактивной доской все 40 минут.
  2. Нельзя на уроке читать по бумажке. Мы требуем от учеников стихотворения, большие отрывки наизусть, а сами ходим со шпаргалкой. Причём учитель читала не только притчу по бумажке, но в течение всего урока заглядывала в план-конспект.
  3. Нельзя вести весь урок монотонным голосом. Это утомляет, усыпляет учеников, способствует плохой работе на уроке.
  4. Нельзя менять принятые правила урока. В начале урока учитель объявила о «виртуальном путешествии». Но впоследствии об этом благополучно забыла.
  5. Принятая форма урока (виртуальное путешествие) должна соответствовать содержанию. Даже отдалённо «Дорога знаний» не напоминает название станции.
  6. Нельзя искажать педагогические приёмы. В противном случае они теряют свою технологичность и продуктивность. В данном уроке «Синквейн» («Пять строчек») был транслирован неверно. Учительница запуталась. А всё из-за того, что в первой строчке не было задано существительное «деепричастие», которое естественно напрашивалось.
  7. Нельзя игнорировать требования к темпу урока. Поочерёдное вызывание к доске: потеря времени. В итоге даже интересные задания «утонули» в беготне учащихся.
  8. Нельзя определять учебные задачи лишь части класса. Если учитель решил использовать систему голосования для нескольких учеников, то необходимо было остальным поставить другие учебные задачи.

Тотальное увлечение современными техническими средствами обучения не должно идти в ущерб её величеству ДИДАКТИКЕ.

Образовательные технологии с описанными приёмами педагогической техники доказали свою эффективность.

И в интеграции информационных и образовательных технологий первые должны выполнять второстепенную роль инструмента для эффективного достижения образовательных целей.






Похожие статьи:


Отзывы:
Почему я против интерактивных уроков?

  1. Филипович Андрей Александрович:

    Я бы добавил, что нельзя превращать урок в демонстрацию оснащённости кабинета или называть это уроком. Данное мероприятие очень похоже на видеоотчёт по имеющимся ресурсам оборудования. Использование системы опроса — апогей витающей на этом уроке идеи: «УРА, У НАС ЭТО ЕСТЬ. НАДО ВСЁ ВКЛЮЧИТЬ !!!». Какая уж там дидактика ?!

  2. Вера:

    В точку. Просто поражена тем, как описана ситуация все так и есть. Самое главное- это понимание ситуации педагогом.

  3. Лариса:

    В очередной раз с удовольствием посетила Ваш сайт. Поражает глубокое знание дела. Остро, емко, доступно. Огромное спасибо, Георгий Осипович!
    Было бы неплохо добавить ссылки на социальные сети…

  4. Татьяна:

    Нельзя работать с интерактивной доской все 40 минут. Включать в работу на том этапе урока, где это оправдано.

  5. Cабина:

    пoл уpoка ушлo на бeг

  6. Лариса Юрьевна:

    Я бы еще добавила, что нельзя все время говорить вместо учеников. На уроке русского языка дети почти не разговаривают — сплошной монолог учителя.

Оставьте ваш отзыв:
Почему я против интерактивных уроков?

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.