Почему хороший вопрос лучше хорошего ответа?

a5e0c1be709cea0a4008b7ab5c8c350f

Вспоминаю наш замечательный отечественный фильм «Укрощение  огня». Неудержимая погоня за поиском решения тяжелейших научно-технологических проблем; погружение в ежедневные изнурительные измерения,  научные озарения и мозговые штурмы. И всё это ради одной светлой и казалось несбыточной идеи полёта человека в космос. И совершенно неожиданно для всего мира, после обидных неудач и бессонных ночей, эти фанатично преданные своему делу люди положили начало космической эры человечества. Глядя на кадры этого фильма, мы невольно проникаем в разум гениев: кто экспериментирует, совершенствует свои теоретические изыскания и подтверждает их конструкторскими решениями и запусками космических кораблей. Вы видите с нуля, как всё происходитсначала в малопригодных бараках и чертежах на снегу, деревянных стенах, а затем в ослепительных лабораториях и на космодромах.

Это показательный урок. Но давайте вернёмся к проблеме постановки  вопросов. Вопросов плохих и хороших.

Ирония плохих вопросов

В ряде статей в Дидакторе неоднократно подчёркивалось, что вопросы более важны, чем ответы, потому что вопросы позволяют

  • искать пути решения,
  • чётко формулировать проблему
  • предвидеть пути их решения

В то время как ответы в лучшем случае являются временными. Их точность и правильных постоянно меняется в связи появившимися новыми фактами и открытиями, смещаются акценты и вообще разрушаются с течением времени, нуждаясь в реформировании, изменении формулировки и переоценке по мере появления новых вызовов стремительно изменяющегося мира.

Конечно, учебные вопросы тоже нуждаются в обновлении. И порой читаешь вопросы в учебниках и поражаешься, насколько они устарели и не соответствуют дню нынешнему. К сожалению, далеко не всегда и учитель может задавать правильные вопросы. И так же, как существуют «неправильные» ответы, могут быть и «плохие» вопросы.

И самая удивительная ирония в плохих вопросах, в том, что на них может быть труднее ответить, чем на хорошие вопросы. 

Особенно вредны частые вопросы, направленные на репродукцию знаний или описание процессуальных знаний.

Задавание вопросов — это искусство познания. Умение задавать важные вопросы -лучшая демонстрация понимания, намного превосходящее временное удовлетворение от правильного «ответа», когда учитель не уверен, насколько глубоко ученик усвоил тему или просто «вызубрил» несколько страниц, абсолютно не понимая прочитанное.

Что делает вопрос плохим?

Это зависит от того, что, мы хотим получить от ученика в ответе.

  • Дать хороший и аккуратный ответ, соответствующий содержанию учебника?
  • Заставить студента пересмотреть свою позицию, свой устойчивый взгляд от однозначного учебного материала?
  • Заставить кого-то из учеников вернуться назад к учебному материалу и более внимательно посмотреть, откуда он знает то, что знает?
  • Оценить понимание?

Все это, конечно же, имеет смысл на уроке, и хороший вопрос может сделать всё это.

А плохие вопросы? Они останавливают мышление, замораживают процесс познания, сдувают и пускают под откос развитие ученика.

 Чаще всего плохие вопросы — это запутанные вопросы.

Это не значит, что хорошие вопросы не должны быть сложными и что ученики не могут попасть в точку, где они чувствуют себя сбитыми с толку. Это нормально. Действительно, и от хорошего вопроса они могут «войти в ступор».

Но ученик, испытывающий трудности в своих размышлениях, и ученик, пребывающий в замешательстве, — это не одно и то же.

И дело не только в закостенелости таких вопросов, их направленности на репродукцию.  Плохие вопросы могут быть сложного характера — заставлять учащихся думать на более высоких уровнях: синтеза знаний, оценки, обобщения и анализа. И всё равно они могут быть плохими.

Отличительный признак плохого вопроса

Как правило, плохой вопрос изначально имеет неправильное содержание или полон ненужных дополнений, которые сбивают с толку или синтаксически неверно сформулированы.

Но и это не самое главное.

Наиболее важным признаком плохого вопроса является то, что он побуждает учащихся угадывать, о чём думает учитель.

Ученик пытается проникнуть в сознание задающего вопросы.

concept_pisa

Это, заметьте, решительно отличается от понимания ума физика, конструктора и т.п.  Устройство космического корабля вдохновляет конструкторское мышление. Важно, о чём думал конструктор, а не о чём думает учитель. Но конструктор вопросов — это не конструктор космических кораблей. Он совсем другой, в лучшем случае только посредник между учениками и содержанием. Намерения учителя могут быть благородными, методически выверенными и хорошо обоснованными, но, безусловно, он не заменит учёных, писателей, конструкторов и изобретателей, то есть СОЗДАТЕЛЕЙ.  Учитель — лишь автор хорошего вопроса. И вовсе ему не обязательно знать точный ответ на такой вопрос. Иногда важнее оценить сам процесс размышлений учащегося, его аргументацию, его доказательную базу.

Существует также тревожная проблема времени и места постановки вопроса. Если вы зададите даже правильный вопрос, но в неподходящее время, и вместо того, чтобы погрузить учеников в познавательный процесс, заинтриговать, вызвать недоумение или  любопытство, ученики в конечном счёте могут оказаться сбитыми с толку. Их мышление рассеивается, они могут уйти далеко от сути размышлений. Меняются социальные ожидания, возможно, вас мучают собственные воспоминания и кажущаяся актуальность вопроса. Очень часто учителя избегают острых вопросов, потому что они выходят за рамки заданий ЕГЭ. А часто мы встречаемся и с беспокойством учеников, руководителей школы, родителей по поводу содержания: не выходить за пределы вопросов, посвящённых ЕГЭ.

Это приводит к тому, что наши ученики редко озабочены содержанием вопроса, его контекстом и метапознанием. Ожидания учеников связаны скорее с самим вопросом и ложным ожиданием правильного ответа.

Абстракция вопроса

Правильный вопрос в нужное время может призвать учеников использовать весь свой опыт обучения, потому что он может идти дальше, чем что-либо прочитанное, нарисованное или даже написанное кем-то. Вопрос может быть острым и в ряде случаев  даже неуютным для ученика. И в то же время в нём должен содержаться некий яркий лучик надежды, даже тогда, когда ученик видит перед собой беспросветную тьму незнания и непонимания.

undraw_Questions_re_1fy7

Даже если этот вопрос многосоставной и исключительный, он всё равно один. Он будоражит и беспокоит. Он буравит мозг ученика, заполняет всё пространство. Провоцирует сложные мыслительные операции.

 

Плохой вопрос небрежен. Он никуда не зарывается, а монотонно стучит и издаёт тревожный информационный шум. Это заставляет ученика подойти к вопросу, сдвинуть брови, слегка нахмуриться и расшифровать вопрос. Декодирование может потребовать каких-то мыслительных усилий и, следовательно, полезным, но лишь в том случае, если оно не мешает познавательному процессу.

Точный, своевременный вопрос удерживает ученика в содержании, в его собственном уме, в идеале — в уме учёного, писателя, изобретателя, а не вопрошающего.

Плохой вопрос также может создать иллюзию конечной точки мышления — ученика, достигшего некоего места, где он якобы мыслит за создателя. И когда это происходит, всё уходит на второй план, и ученики сидят пассивно и ждут другого вопроса, думая, что победили.

undraw_environmental_study_skau

Это, конечно, трагедия. Ум никогда не должен отдыхать, он должен искать! Анализируйте текст, концепцию или сам поставленный вопрос, пока вы не найдёте новый вопрос, который лучше подходит для этой задачи. Но ни в коем случае не дробить на кучу мелких однозначных вопросов! Если мы возьмём  литературное произведение, научную, инженерную или этическую проблему и сведём её к серии вопросов — это опасный вид редукционного подхода.

Мы получаем в таком случае вопросы — ссылки на другие вопросы. И всё. Мы не развиваем любопытство учеников. Оно остаётся маленьким фрагментом, который не задерживается в умах учеников. Высказывания, мнения, ответы, дополнения,-  хороши при условии, что они отодвигаются на второй план, а интрига, главный стратегический ключевой вопрос остаётся.

Когда вы задаёте вопросы — на экзаменах или зачётах лично, настаивайте на хороших вопросах. Моделируйте их развитие. Пересмотрите их формулировки. Упрощайте их постановку снова и снова, пока путаница не исчезнет и не останется только размышление ученика или студента.

В идеале —  лучше выбросить проблемы учеников из головы. Не думать, что они знают к этому времени, что нет. Поставьте себя на место исследователя. Терзайтесь, мучайтесь в сомнениях. Но в то же время задайте лаконичный правильный вопрос. И любуйтесь размышлением ученика.

Помню, первое время на меня ученики, а потом студенты смотрели как на сумасшедшего, а затем приняли условия. И перед тем, как отвечать, задумывались, погружались в процесс. И это было незабываемо.

Один комментарий к “Почему хороший вопрос лучше хорошего ответа?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.