По каким учебникам учить цифровых аборигенов?

planshet

Информационные технологии изменили мир вокруг нас, похоже, навсегда, в том числе и сферу образования. Причем их воздействие на  обучение настолько наступательно и даже агрессивно, что мы пока не можем измерить степень такого влияния.

Практически каждый аспект образовательной сферы (управление образовательным процессом, методическая работа, планирование, воспитательная работа, проведение занятий, внеурочная деятельность и т.д.) на сегодняшний день тем или иным образом, в той или иной степени испытывают влияние информационно-образовательных технологий.

Одной из важнейших проблем в области образования является кризис современного традиционного учебника.

Бумажные учебники начали исчезать быстрыми темпами. Они заменяются своими цифровыми собратьями.

После провала авантюрной идеи внедрения в школу ридеров началась реализация новых стратегий:

  • внедрение интерактивных электронных учебников на планшетах и IPadах;
  • создание федеральных образовательных порталов нового поколения;
  • автоматизация управления образовательным процессом на всех уровнях, вплоть до учителя.

В идеале такие электронные учебники можно персонализировать и адаптировать под каждого ученика. Учительский компьютер — это своеобразный центр управления учебным процессом на уроке.

Он во время занятия видит, кто из его учеников чем занят, и как решает ту или иную задачу. В обычном режиме заглянуть в каждую тетрадь нет возможности, а тут, пожалуйста. Есть возможность обмениваться мнениями, создавать схемы и графики в формате 3D, использовать видео и аудиоматериалы, игровые формы, проводить лабораторные исследования и т.д. В то же время педагог всегда может заметить, что кто-то из учеников отвлекся от занятия и начал бродить по дебрям интернета. Тогда его можно просто заблокировать. (Выдержка из статьи об эксперименте в некоторых московских школах)

 

Однако не стоит забывать о целом ряде возникающих проблем.

  1. Как бумажные, так и цифровые учебники охватывают ограниченный набор тем, расположенных в установленном порядке. 

Это порождает ряд трудностей в условиях нарастающего объёма информации и постоянно меняющегося содержания в любой предметной области.

Традиционные учебники ограничивают обучение. Это строго дозированное обучение, ограничивающее образовательной пространство.

 

 2. Информационно-образовательный рынок крайне не однороден. 

Зачастую громкие обещания разработчиков тех иных приложений, программных комплексов не подкреплены последовательным и всеохватывающим обучением или реальной поддержкой учителей. В результате этого многие педагоги вынуждены тратить много времени на самообучение как IT — специалистов, а не совершенствуют собственно педагогическое мастерство.

     3. Неравномерность распространения современных цифровых учебников.

Пока наши мегаполисы осваивают «безграничные возможности» современных образовательных ресурсов, в ряде окраин ограничены даже в обыкновенных бумажных учебниках.

     4. Электронные учебники далеко не всегда пользуются положительным опытом традиционных учебников.

Концепции бумажных учебников создавались веками. И вряд ли стоит полностью отказываться от основных принципов создания учебной книги.

К сожалению, многие цифровые учебники, по сути, не являются сложным по структуре образовательным комплексом.

По мнению автора монографии «Школьный учебник» Д.Д. Зуева, он должен обладать следующими функциями:

zuev

  1. Информационная. Учебник обеспечивает учащихся необходимой и достаточной информацией по тому или иному предмету
  2. Систематизирующая. Учебник реализует требование систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.
  3. Трансформационная – связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптирован в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой. Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является введение проблемности, эмоциональной выразительности.
  4. Функция закрепления и самоконтроля. Учебник предоставляет возможности повторного изучения материала, формирования у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем углублении в процессе самообразования.
  5. Интегрирующая – учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.
  6. Координирующая – привлечение в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).
  7. Воспитательно-развивающая функция предполагает духовно-ценностное влияние содержания учебника на учащихся.
  8. Обучающая функция: работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.

Чаще всего эти функции разбросаны по целому ряду цифровых ресурсов, управлять которыми учителю крайне трудно.

Кроме того, не всегда учитываются и такие требования к учебнику, как

  • дидактические,
  • психологические,
  • эстетические,
  • гигиенические.

      5. Отсутствие современной методики проведения занятий.

Безусловно, изменения неизбежны. Однако учитель предоставлен сам себе в условиях перехода к цифровым учебникам. Он по-прежнему скован классно-урочной системой. В то же время кроме рекомендаций по тотальному внедрению метода проектов как некой панацеи учёные-педагоги ничего порекомендовать не могут.

 

Комментарии к “По каким учебникам учить цифровых аборигенов?

    • Георгий говорит:

      Лично у меня нет конкретных учебников. Мои статьи только видение, каким бы могли быть идеальные электронные учебники.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.