Информационные технологии изменили мир вокруг нас, похоже, навсегда, в том числе и сферу образования. Причем их воздействие на обучение настолько наступательно и даже агрессивно, что мы пока не можем измерить степень такого влияния.
Практически каждый аспект образовательной сферы (управление образовательным процессом, методическая работа, планирование, воспитательная работа, проведение занятий, внеурочная деятельность и т.д.) на сегодняшний день тем или иным образом, в той или иной степени испытывают влияние информационно-образовательных технологий.
Одной из важнейших проблем в области образования является кризис современного традиционного учебника.
Бумажные учебники начали исчезать быстрыми темпами. Они заменяются своими цифровыми собратьями.
После провала авантюрной идеи внедрения в школу ридеров началась реализация новых стратегий:
- внедрение интерактивных электронных учебников на планшетах и IPadах;
- создание федеральных образовательных порталов нового поколения;
- автоматизация управления образовательным процессом на всех уровнях, вплоть до учителя.
В идеале такие электронные учебники можно персонализировать и адаптировать под каждого ученика. Учительский компьютер — это своеобразный центр управления учебным процессом на уроке.
Он во время занятия видит, кто из его учеников чем занят, и как решает ту или иную задачу. В обычном режиме заглянуть в каждую тетрадь нет возможности, а тут, пожалуйста. Есть возможность обмениваться мнениями, создавать схемы и графики в формате 3D, использовать видео и аудиоматериалы, игровые формы, проводить лабораторные исследования и т.д. В то же время педагог всегда может заметить, что кто-то из учеников отвлекся от занятия и начал бродить по дебрям интернета. Тогда его можно просто заблокировать. (Выдержка из статьи об эксперименте в некоторых московских школах)
Однако не стоит забывать о целом ряде возникающих проблем.
- Как бумажные, так и цифровые учебники охватывают ограниченный набор тем, расположенных в установленном порядке.
Это порождает ряд трудностей в условиях нарастающего объёма информации и постоянно меняющегося содержания в любой предметной области.
Традиционные учебники ограничивают обучение. Это строго дозированное обучение, ограничивающее образовательной пространство.
2. Информационно-образовательный рынок крайне не однороден.
Зачастую громкие обещания разработчиков тех иных приложений, программных комплексов не подкреплены последовательным и всеохватывающим обучением или реальной поддержкой учителей. В результате этого многие педагоги вынуждены тратить много времени на самообучение как IT — специалистов, а не совершенствуют собственно педагогическое мастерство.
3. Неравномерность распространения современных цифровых учебников.
Пока наши мегаполисы осваивают «безграничные возможности» современных образовательных ресурсов, в ряде окраин ограничены даже в обыкновенных бумажных учебниках.
4. Электронные учебники далеко не всегда пользуются положительным опытом традиционных учебников.
Концепции бумажных учебников создавались веками. И вряд ли стоит полностью отказываться от основных принципов создания учебной книги.
К сожалению, многие цифровые учебники, по сути, не являются сложным по структуре образовательным комплексом.
По мнению автора монографии «Школьный учебник» Д.Д. Зуева, он должен обладать следующими функциями:
- Информационная. Учебник обеспечивает учащихся необходимой и достаточной информацией по тому или иному предмету
- Систематизирующая. Учебник реализует требование систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.
- Трансформационная – связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптирован в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой. Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является введение проблемности, эмоциональной выразительности.
- Функция закрепления и самоконтроля. Учебник предоставляет возможности повторного изучения материала, формирования у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем углублении в процессе самообразования.
- Интегрирующая – учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.
- Координирующая – привлечение в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).
- Воспитательно-развивающая функция предполагает духовно-ценностное влияние содержания учебника на учащихся.
- Обучающая функция: работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.
Чаще всего эти функции разбросаны по целому ряду цифровых ресурсов, управлять которыми учителю крайне трудно.
Кроме того, не всегда учитываются и такие требования к учебнику, как
- дидактические,
- психологические,
- эстетические,
- гигиенические.
5. Отсутствие современной методики проведения занятий.
Безусловно, изменения неизбежны. Однако учитель предоставлен сам себе в условиях перехода к цифровым учебникам. Он по-прежнему скован классно-урочной системой. В то же время кроме рекомендаций по тотальному внедрению метода проектов как некой панацеи учёные-педагоги ничего порекомендовать не могут.
У Вас есть что предложить взамен?
Лично у меня нет конкретных учебников. Мои статьи только видение, каким бы могли быть идеальные электронные учебники.