Год назад Дидактор сообщал об итогах апробации электронных учебников в российских школах. Как и следовало ожидать, очередной неподготовленный педагогический эксперимент федерального масштаба закончился ничем.
Между тем, мы имеем весьма слабое представление, как растущее количество андроидов, планшетников, электронных ридеров влияет на познавательную активность детей и на управляемость образовательного процесса.
Возникают и другие вопросы:
Насколько современные информационные технологии способствуют (или мешают?) социальному, физическому и психологическому здоровью детей.
1. Международные исследования показывают, что девятнадцать процентов детей в возрасте от 2 до 5 лет в развитых странах (опросы проводились в Соединенных Штатах, Канаде, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Чехии, Франции, Испании, Италии, Германии и Великобритании) уверенно пользуются смартфонами и планшетниками.
НО:
лишь 9% может связать свои шнурки.
2. 25% могут открыть веб-браузер.
НО:
лишь 20% детей умеют плавать без посторонней помощи
3. 20% детей в возрасте от 6 до 9 лет умеют пользоваться электронной почтой, а 14% находятся в Facebookе.
Мобильные телефоны, смартфоны, планшетники, нетбуки, ноутбуки и другие устройства уже давно перестали ассоциироваться с некой роскошью.
Поиском оптимального сочетания традиционных форм обучения с компактными электронными средствами занимаются педагоги десятков стран.
Между тем, из года в год производители современных гаджетов наращивают объёмы продаж.
Лишь в 2012 году в нашей стране было продано более 2 млн. электронных ридеров.
Количество планшетников приближается к 15% от всего числа вновь приобретаемых компьютеров.
Внедрение электронных учебников в России оправдывалось, прежде всего, проблемами здоровьесбережения.
Однако внятных обоснований, правдивого отражения не только плюсов, но и очевидных минусов после организованной апробации электронных учебников сформулировано не было.
Уже не один год сообщается о перегруженности школьных ранцев, о сопутствующих этому заболеваниях.
Однако проблема до сих пор кардинально не решается.
Новые условия требуют более оперативных, но разумных решений. Выводы педагогических и медицинских исследований зачастую устаревают еще до того, как они становятся достоянием общественности.
Сложилась парадоксальная ситуация:
опережающее развитие детей в наших условиях все чаще обеспечивают родители, но не детские сады и школы.
В статье использованы аналитические материалы и фотографии американского проекта Pros and Cons (За и Против).
в нашей Российской школе необходимо умелое сочетание учебников и электронных учебных пособий, техники. Сегодняшние дети и так моторно не ловки, не развиты.