Памятка критически мыслящим ученикам

mind

Любая образовательная технология нуждается не только в хорошо прописанном инструментарии, но и в готовности учеников воспринять то, что предлагает им учитель. Ученик должен знать, что ему необходимо делать, какими способами добиваться результата. И понятно, без инструкции, памятки не обойтись.

В опубликованной в Дидакторе статье «Как научить детей критически мыслить» упоминалось о необходимости составления такой памятки ученикам.

Предлагаю следующую.

1.Задавай вопросы

Одно из лучших качеств критического мыслителя — умение задавать вопросы.

Если ты не делаешь этого, подумай, почему?

  • Ты испытываешь неловкость?
  • Ты беспокоишься, что другие подумают о тебе?
  • Ты боишься, что учитель найдёт твой вопрос странным и неудачным?
  • А может беспокоишься: другие подумают, что ты хвастаешь?

Подумай об этом!

В любом случае, если ты не задаёшь вопросы, ты приносишь в жертву свое образование.

Если ты не будешь рисковать, ты не получишь максимальной выгоды в развитии своего ума.

2. Делай правильные выводы.

В ходе работы с учебным материалом ты постоянно делаешь какие-то выводы, умозаключения.

  • Не торопись к конечному заключению.
  • Достаточно ли у тебя оснований для правильных выводов?
  • Может ты пришёл к выводу из случайных, мало связанных фактов?
  • Возможно, ты принял за вывод отдельное суждение?
  • Не забывай, вывод — это умозаключение, состоящее, как правило, из нескольких суждений.

Подумай, может быть твоё умозаключение является предположением: то, что ты  считаешь верным, ещё недостаточно доказано.

3. Умозаключения должны быть сложнее.

Прийти к неправильным выводам достаточно легко. Ты можешь много работать на ошибочных предположениях, радоваться предполагаемому успеху, пока вдруг не узнаешь, что ты был неправ.

 

4. Четыре главных условия принятия решения.

  • Не спеши с выводами! Главное — избавиться от узкого мышления. Расширь горизонты поиска!
  • Не ходи вокруг да около! Нечёткое мышление — твой враг. Избавляйся от ложных утверждений. Убедись, что они неверны.
  • Находи хорошие аргументы для подтверждения своих выводов. Хорошие аргументы, доводы, факты, положения в конечно итоге приведут тебя к логически сильному  и действительно верному заключению.
  • Убедись в достаточности аргументов для вывода.

Избавься от ложных, сомнительных или недостаточных аргументов.

5. Используй точный язык, чтобы точно определить свои предположения.

Избегай предположений, которые ты не можешь доказать. Иногда они могут вполне логичными.

К примеру, есть много аргументов, в совокупности убеждающих нас о жизни на Марсе. Но проблема осталась: до сих пор никаких признаков присутствия марсиан в прошлом или настоящем не обнаружено.

6. Не забывай о своих собственных пристрастиях и предубеждениях.

Каждый человек имеет предпочтения и предрассудки, которые могут помешать ему оценить по достоинству приводимые аргументы. Признавая свои слабости, постарайся найти более эффективные аргументы.

7. Будь честен перед собой.

Уверен ли ты в своих выводах? А может подготовить ещё доказательства?

  • Будь готов поспорить, доказать свою правоту.
  • Проверь свои предположения
  • Знай свои собственные предубеждения и не торопись обращаться к ним.
  • Будь уверен в себе и умей «держать удар». Не обижайся на критику.
  • Не забывай о точности,  четкости своих выводов.
  • После обсуждения, дискуссии, удели время для заключения, выводов. Причём и в случае успеха (почему тебе удалось?), и в случае неудачи (что я сделал неправильно?)

 

Безусловно, памятка должна быть позитивной. Настраивающей ученика на конструктивную познавательную деятельность. Надеюсь, мне это удалось.

 

Комментарии к “Памятка критически мыслящим ученикам

  1. Наталья говорит:

    Здравствуйте. Ваша статья — «находка» не только для учителя, а и для любого человека, способного развиваться и совершенствоваться. Спасибо.

  2. Елена говорит:

    Огромное спасибо, очень полезная статья. обязательно использую в своей работе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.