От приёмов педагогической техники к приёмам мультимедийной дидактики

PRIEMY

Стремление  к профессиональному совершенствованию всегда приводило учителя к осмыслению своего дидактического инструментария, вооружению новыми инструментами педагогического воздействия. Книги, описывающие приёмы педагогической техники, социоигровые приёмы неизменно становились бестселлерами, находя тысячи поклонников.

В наши дни интерес к технологическим приёмам вырос в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов.

Печально, что многие появившиеся курсы и семинары по ФГОС сводятся лишь к ознакомлению с этим документом и только декларируют новые подходы в обучении.

Между тем, федеральные стандарты, как бы мы к ним не относились, нацеливают нас на высокий уровень технологизации образовательного процесса, активизации мыслительной деятельности учащихся.

Этому должны соответствовать определённые приёмы педагогической техники и мультимедийной дидактики.

Неизбежно возникает вопрос о образовательных технологиях как без использования компьютерных средств, так и с их поддержкой.

А следовательно разобраться в разнице и специфике дидактического инструментария.

Приёмом в педагогической технике следует считать конкретное, законченное действие одного или нескольких участников образовательного процесса или форму организации их взаимодействия в едином информационном поле для достижения образовательной цели.

Умелая организация познавательной деятельности может заметно повысить качество работы. Причём ключевым словом является ОРГАНИЗАЦИЯ. Зачастую для технологичной работы нам не нужны какие-либо материально ощутимые средства обучения.

К сожалению, некоторые учителя при использовании мультимедийных средств забывают о дидактической составляющей, без которой самое современное программное обеспечение и оборудование не только бессильно, но даже может нанести вред обучению.

Итак, продуманные приёмы педагогической техники могут присутствовать всегда, независимо от того, есть ли у нас в классе компьютер, проектор, интерактивная доска или другие электронные средства обучения.

Продумав свой урок методически, учитель, желающий использовать мультимедиа, превращает набор информационных объектов, программных оболочек в осмысленный информационно-учебный модуль, направленный на конкретный образовательный результат.

И тогда мультимедийные средства позволяют превратить процесс учения в своеобразный технологический процесс с гарантированным результатом.

Помимо общих приёмов педагогической техники мы можем выделить специфические приёмы мультимедийной дидактики.

В отличие от предыдущих они напрямую связаны с электронными средствами обучения.

komplex

Эффективность приёма мультимедийной дидактики зависит от

  • уровня владения учителем и учениками данными средствами
  • качества программных оболочек и оборудования
  • стабильной работы оборудования.

Категории приёмов мультимедийной дидактики.

Какие основания мы можем выделить для классификации этих приёмов?

1. Самая большая группа — это приёмы способствующие ВИЗУАЛИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ.

Эффективные приёмы работы с изображениями, видео, даже текстом способствуют не только развитию наглядно-образного мышления детей, но и более рациональной работе с большими массивами учебной информации.

2. Приёмы обратной связи.

Современный образовательный процесс немыслим без оперативного мониторинга. То, что принято сейчас называть интерактивностью (взаимодействием) между участниками образовательного процесса. Получая промежуточные результаты усвоения учащимся новой информации, учитель может быстро отреагировать на изменение траектории обучения.

Причём учитель при соответствующих программно-технических средствах может обеспечить несколько уровней обратной связи: от групповой до индивидуальной с каждым учащимся персонально.

3. Приёмы сжатия полученной информации (анимированные таблицы, графики, диаграммы, инфографика и т.д.).

В отличие от имеющихся приёмов сжатия информации в обычной педагогической технике эти приёмы, как правило, интерактивны. Они позволяют в любой момент выйти на заданный уровень объема информации, обеспечить любой уровень её сжатия.

4. Приёмы для переработки информации (тренажёры, дидактические игры).

Эти приёмы позволяют закрепить полученные знания, использовать их для  опытов, экспериментов, получения новых знаний.

5. Приёмы эффективного контроля качества усвоенных знаний (тестеры, тренажёры, системы опроса и т.д.).

6. Приёмы, направленные на творческое применение накопленных знаний, развитие способностей учащихся (симуляторы, виртуальные лаборатории или отдельные электронные инструменты исследования).

Таких приёмов крайне мало. Однако именно они могут обеспечить высокий уровень активизации мыслительной деятельности, гарантировать уровень поисковой, исследовательской деятельности.

Безусловно, приёмы мультимедийной дидактики обладают преемственностью. В ряде из них мы видим прямую связь с предыдущим поколением приёмов педагогической техники.

Преемственность заключается и в уровне приёмов, временных характеристик. Некоторые приёмы мультимедийной дидактики, сложные по своей конструкции, могут выступать в качестве мини-технологий, своеобразных модулей, укрупнённых дидактических единиц.

И в то же время

игнорирование специфики приёмов мультимедийной дидактики может привести к педагогическим неудачам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.