Что такое модель Фрейер?

В преддверии нового учебного года хочется поделиться с учителями не только с новыми цифровыми инструментами, но и новыми приёмами педагогической техники. Точнее не столько новыми, а теми, которые не были ещё описаны в Дидакторе. Приёмы педагогической техники играют важнейшую роль в практике современного учителя. Как правило, это специально организованная форма учебной деятельности. Для их использования, как правило, не нужно какого-то специального оборудования. Но результативность от ряда приёмов педтехники порой гораздо выше, чем банальное использование учебного видео, анимаций и других цифровых дидактических объектов. Сегодня хочу познакомить вас с уникальным приёмом педагогической техники, который позволит вам и ученикам гораздо эффективнее работать с новыми словами и терминами.

Многие приёмы педагогической техники известны уже десятки лет. Но так или иначе необходимо возвращаться к их описанию по ряду причин. Зачастую приёмы не знакомы молодому поколению учителей. Далеко не всегда и учителя старшего поколения используют их.

Но самое тревожное в том, что в ряде случаев тот или иной приём педагогической техники настолько искажённо трактуется некоторыми учителями и даже методистами, что напрочь теряет свою изначальную полезность и эффективность.

Работу со словами (терминами) мы используем довольно часто. Вводя тот или иной термин, незнакомый учащимся, безусловно, мы беспокоимся о том, чтобы ученик его понял. Более того, чтобы в дальнейшем мог его использовать. В этих целях очень полезно графическое отражение всех этапов работы над новыми словами.

Новые видео публикуются в обновлённой версии Академии цифрового учителя на Дзене. Подпишитесь на мой обновлённый канал.

На это и нацелена модель Фрейер. Именно так называется данный приём без падежного окончания. Хотя чаще всего можно увидеть словосочетание «модель Фрейера». Дело в том, что эта модель была первоначально разработана Дороти Фрейер и и её коллегами в Висконсинском центре образовательных исследований в 1969 г. Их основная цель состояла в адаптации студентов к академической лексике и помочь им более эффективно изучать сложную лексику.

Основные характеристики модели Фрейер

Модель Дороти Фрейер включает в себя четырехугольную диаграмму, которая предоставляет процесс внедрения академической лексики, то есть использования научного языка, который используется преподавателями и обучающимися с целью приобретения новых знаний и навыков, включающих в себя изучение новой информации, новых терминов, описание абстрактных идей, анализа и обобщения информации.

В этом графическом органайзере происходят пояснение, определение и анализ сложной лексики, структуры слов и их значение.

На центральном овале написано выбранное слово.

Модель Дороти Фрейер — графический органайзер, используемый для помощи ученикам в изучении новых академических терминов. Он включает в себя четыре квадрата, которые представляют характеристики слова, определение, примеры и не-примеры. Этот инструмент позволяет учащимся лучше понимать сложные слова с помощью разъяснений и анализа.

Модель Фрейера работает за счёт того, что выбранное слово написано в центре овала. Внутри каждого из четырех квадратов, окружающих его, могут быть записаны связанные с ним понятия.

Первый квадрат предназначен для его ключевых характеристик; он включает в себя основные признаки (характеристики) данного факта (явления), понятия. Поскольку это находится в верхнем левом углу общей структуры графического органайзера, используемой с моделью Фрейера, люди думают, что это та часть, которую учащиеся должны выполнить в первую очередь.

На самом деле, лучше всего, если это сделать в последнюю очередь. Идея заключается в том, что по мере того, как учащиеся будут работать с термином, у них будет больше возможностей выявить его главные особенности, характеристики. Определение должно суммировать то, что учащийся понимает о термине, представленном тремя другими категориями.

Вторая вставка предназначена для её определения данного слова (понятия, термина). Обычно оно выражается одним предложением и должно охватывать общее значение изучаемого слова или термина с обязательными и необязательными признаками.

В этом разделе модели Фрейер учащиеся определяют общие и частные характеристики концепции, термина. Стремятся максимально сократить описание и в конечном счёте выйти на определение.

Это раздел, с которого учащиеся должны начинать.

Здесь учащиеся отвечают на вопросы:

  • Что это за понятие?
  • Что должно быть, чтобы это было так?
  • Что отличает его от других вещей?

В третьей вставке приводятся примеры, дающие практическое представление о данном термине, где он используется.

Хотя полезно привести несколько примеров, самое важное, чтобы учащиеся выбирали примеры, которые действительно иллюстрируют данную концепцию. Нам нужны убедительные примеры.

Наконец, в четвёртом поле есть список связанных непримеров. Здесь вы записываете элементы, которые связаны с изучаемым словом (термином), но не вписываются в текущее определение, представленное либо характеристиками, либо примерами, найденными в других квадратах, таким образом, полностью исключая их. Если вы изучаете понятие морские млекопитающие, вам бы не хотелось, чтобы учащиеся включали сюда акул, потому что многие люди классифицируют акул как морских млекопитающих, а не рыб.

Теперь, когда учащиеся изучили характеристики, примеры и не-примеры, они готовы составить определение. На этом этапе будет полезно использовать приём педагогической техники Дай определение. Именно на этом этапе учащиеся отсекают второстепенные признаки термина (понятия) и записывают в первый квадрат наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся признаки предмета или явления.

Основные преимущества модели Фрейер

Модель Фрейер полезна для различных уровней образования и предметов. Вот некоторые из ее ключевых преимуществ.

Улучшает понимание и запоминание:

Модель Фрейер стимулирует учащихся изучать и понимать слова за пределами их простых определений, вовлекая их в многогранный анализ. Сюда входят характеристики, примеры и визуальные представления, которые помогают лучше запоминать материал. Банальное зазубривание приведёт к тому, что термин быстро забудется. Или просто ученик сможет лишь воспроизвести его определение, но не будет свободно владеть им, не сможет использовать в своей академической речи, то есть на практике.

Дифференцированный подход к использованию:

Эта модель может быть особенно полезна для учащихся, имеющих трудности в обучении. Визуальный и структурированный характер модели Д. Фрейер может помочь преодолеть проблемы, связанные с традиционными методами обучения. Она обеспечивает чёткую структуру, которая может быть скорректирована для индивидуального подхода к усвоению новых знаний.

Модель как способ критического мышления

Требуя от учащихся работу с терминами и выявления примеров и не-примеров, модель Д. Фрейер развивает навыки критического мышления. Она подталкивает учащихся к анализу того, как и почему определенные примеры подходят (или не подходят) к определённому словарному слову, что является навыком мышления более высокого порядка, жизненно важным во всех областях образования.

Модель как способ активного обучения

Модель Дороти Фрейер убедительно вовлекает учащихся в процесс обучения. Такое активное участие имеет решающее значение для мотивации учеников и их эффективного обучения. Это делает процесс изучения терминов, понятий и слов более динамичным и интерактивным, что может повысить интерес учащихся.

Адаптация модели для разных учебных дисциплин

Универсальность этой модели делает её применимой во многих предметных областях, а не только в лингвистике. Модель Дороти Фрейер можно эффективно использовать в естественных науках для определения сложных терминов и понятий, или в гуманитарных дисциплинах для изучения исторических и литературных терминов или социальных теорий, тем самым поддерживая межпредметные стратегии обучения.


Заключительные соображения

В этой статье я рассказал о модели Дороти Фрейер, дав подробное описание, изложив стратегии практического внедрения, обсудив ее многочисленные преимущества и проиллюстрировав эти моменты примерами. Я надеюсь, что вы сочли это описание полезным и оно вдохновит вас включить модель Фрейер в свой учебный инструментарий. Поступив таким образом, вы сможете улучшить усвоение понятийного словарного запаса и его понимание учениками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.