Как- то раз в споре с коллегами из педагогического вуза услышал обвинение в том, что большинство учителей не желают обновлять свои теоретические знания. Педагогами, якобы, востребована, прежде всего, «рецептурная педагогика».
Безусловно, обвинять в лености значительную часть учительства есть основания. Иначе не была бы так востребована многовесная издательская макулатура: поурочные разработки, план-конспекты, тематическое планирование и пр.
Но безусловно и другое: современную педагогическую теорию от повседневной практики отделяет бездонная пропасть. Никакие ссылки на педагогические авторитеты о пользе хорошей теории не оправдывают тех современных учёных-педагогов, которые забыли дорогу к школе, которые не готовы выступить перед учителями на курсах повышения квалификации. Или относятся к учителям так же, как к студентам.
Хорошая педагогическая теория должна опираться на прочный экспериментальный фундамент. Докторские и кандидатские диссертации, как правило, сопровождаются «справками о внедрении». Однако в достоверность подобных «полевых испытаний», осуществляемых за 1-2 года, верится с трудом.
Все больше боятся школы не только преподаватели многих педагогических вузов, но и их студенты, которые приходят на педагогическую практику совершенно безоружными.
Несколько лет назад меня пригласили в местный педагогический вуз к старшекурсникам. После первого же занятия по основам педагогической техники несколько студентов зашли в деканат и обратились к декану: «А почему такого курса у нас не было до практики?».
В ходе последующих занятий ребята мне признались, что после практики большинство из них однозначно решили после окончания педагогического вуза не связывать себя с учительской профессией.
Да, молодежь сложно привлечь в школу. Среди ряда причин непопулярности учительской профессии есть и одна очень существенная: горький опыт, разочарование после первых самостоятельно проведенных уроков.
Рецепты рецептам рознь.
Нельзя хорошую современную методику, педагогическую технику, медиадидактику приравнивать к тривиальным рецептам к каждому занятию.
Хорошей педагогической теории должна соответствовать хорошая методика. Её должны изучать и студенты, и учителя.
Иначе нелюбовь к учительской профессии будет коваться в самих кузницах учительских кадров — педвузах.
В завершении приведу анекдотический случай, который произошел в одном из педагогических вузов. Выступая на совещании, декан одного из факультетов заявил: «Наша задача — выявлять студентов, которые хотят стать учителями».
И это (напомню) в педагогическом вузе. Дожились…
Уважаемый Георгий Осипович!
Давно слежу за Вашим мыслями вслух. Сегодняшняя прошла прямо по живому. Особенно мне понравилось выражение «издательская макулатура». Не понимаю и не принимаю такие готовые конспекты к урокам. Хожу со студентами на практику в качестве методиста и заставляю их думать и принимать собственные решения, находить собственные творческие пути. Да, это не всем нравится, но урок — это творчество, которое вместе с тем опирается на методические знания. Грустно иногда читать учительские разработки в Интернет, кроме языковых ошибок (а я преподаю немецкий язык), есть еще и методические недочеты. Единой методики, конечно не существует, но есть некоторые методические принципы, которые нельзя нарушать. Спасибо, что постоянно обращаете внимание учителей на то, что надо быть креативными. Глядя на Вас, начала заниматься своим блогом. Уже давно изучаю возможности обучающих презентаций. Сайт еще в разработке (не выставлены практические материалы), но если будет время загляните.
http://deutschppt.wordpress.com/
С уважением, Людмила Беляева
Со многим согласна, только не даёт покоя одна мысль — а откуда в педвузы попадают студенты, которые то ли хотят, то ли не хотят стать учителями? Уж не из школы ли? Может, «нелюбовь к учительской профессии» у них уже со школы? А в вузе возводится в квадрат = современные учителя(((((
Благодарю за материал для дискуссии. В свое время мой дорогой, безвременно ушедший друг Л.В. Горюнова, помогая создать собственный подход к обучению детей ИЯ, заклинала избегать «рецептурной» педагогики. Сама она была одним из авторов «педагогики искусства». Спустя годы пытаюсь описать результаты своей 30-летней практики, а языка педагогической теории не хватает. Как не хватает и Учителя, которого нет рядом.