Само собой разумеется, что учителя очень заняты. Поэтому нет ничего необычного в том, чтобы в Дидакторе, во время выездных семинаров и на вебинарах педагоги жалуются на банальную нехватку достаточного времени для выполнения всего, что нужно учителям: планирования, индивидуализации обучения, тестирования, выставления оценок, сотрудничества с другими учителями, самообучения, инноваций, размышлений и, конечно же, более качественной подготовки самого процесса обучения. Никто, даже сам учитель, не может добавить себе часов в сутках. Ключом к тому, чтобы каждый день находить больше времени на профессиональные нужды, может быть кардинальное изменение к своему стилю работы, которое поможет максимально эффективно повысить её результаты.
Надеяться на то, что эти вопросы решит за нас «добрый дядя» из Министерства или администрация образовательного учреждения, совершенно бесполезно. Всё зависит прежде всего от нас.
Формирующее оценивание
Уверен, что многие учителя обнаружили, что реализация в учебном процессе идей формирующего оценивания на самом деле может максимально освободить время для для более качественной подготовки учебных занятий. К сожалению, здравая идея такого подхода, заложенного в Федеральных Стандартах, у нас заболтана и полностью отдана на откуп самого учителя. Что же необходимо сделать?
- внимательно изучите алгоритм организации эффективного формирующего оценивания.
- уточните цели обучения и критерии достижения успешных результатов;
- регулярно планируйте и осуществляйте учебные мероприятия, которые включают сбор результатов обучения;
- проанализируйте результаты и обеспечьте многостороннюю, действенную обратную связь, опишите её;
- скорректируйте учебные мероприятия для устранения пробелов в обучении;
- вовлеките детей в самооценку своей учебной деятельности;
- организуйте взаимопомощь учащихся в качестве дополнительного ресурса для обучения.
Такая организация образовательного процесса поможет максимально использовать своё учебное время и значительно повысить уровень успеваемости учащихся, особенно неуспевающих учеников.
-
Сбор текущих результатов процесса обучения
Внедрение формирующего оценивания означает изменение нашего представления о том, как оценка используется в классе — от сбора результатов обучения учащихся после окончания большого периода к сбору промежуточных результатов во время обучения.
Вы можете сделать это, предоставив учащимся возможность продемонстрировать своё понимание учебного материала с помощью коротких, встроенных в инструкции оценок, ориентированных на чёткие цели обучения. Эти возможности по сбору фактических данных помогают ученикам понять, что они в настоящее время знают, понимают и могут показать, как используют эти знания.
Учителя также могут корректировать свои учебные действия и корректировать познавательную деятельность учащихся, обеспечивая тем самым персонализированную описательную обратную связь. Необходимо уделить обязательно время тому, чтобы убедиться, что учащиеся усвоили, а что нет. Это позволит учителю продвигаться вперёд в обучении, экономя время, обычно затрачиваемое на повторение пройденного. Обычно выделяемые на это часы используются бессмысленно и мало эффективно.
-
Расставьте приоритеты
Вы не можете делать всё – или, во всяком случае, не одинаково хорошо. Один из простых способов сэкономить время учителя — уменьшить свою рабочую нагрузку, сосредоточившись на преподавании того, что наиболее важно сейчас, что на небольшой период времени, а что у учеников должно отложиться на всю жизнь. Как бы мы ни старались, значительная часть учебной информации, воспроизведённая на уроке, за всю четверть или даже учебный год, забудется учениками. Поэтому необходимо сосредоточиться на самом главном.
Что мы должны выяснить?
В какой степени идея урока, большая тема или весь учебный процесс представляют собой БОЛЬШУЮ ИДЕЮ, имеющую непреходящую ценность за пределами классной комнаты?
-
Разделите Ответственность За Обучение
Это, на первый взгляд, простое утверждение имеет далеко идущие последствия. Как именно вы достигнете этого, какие подводные камни и рифы придётся обходить, с какими неудачами встретиться, — сложно предусмотреть. Обучение на основе проектов, технологии развития критического мышления, реальные портфолио работ учеников и модульно-рейтинговое обучение, — это лишь несколько примеров того, как это может произойти. Безусловно, без должной мотивации, без понимания учениками своей «самости», наше предприятие обречено на неудачу.
-
Расширение прав и возможностей учащихся
Насколько это полезно и важно – и можете ли вы использовать своих учеников в качестве соратников за пределами класса – зависит от того, на каком уровне вы преподаете.
Абсолютно согласен с крамольной фразой педагога и доктора философии Робин Р. Джексон, которая стало названием одной её замечательной книги:
Ничего не может быть обиднее, когда видишь на уроке пустые, ничего не выражающие глаза учеников. И многие учителя задумываются: «Зачем я надрываюсь?»
Группа единомышленников. Это нелегко осуществить, и, возможно, это далеко не самый простой способ сэкономить учительское время, но в долгосрочной перспективе этот путь может быть одним из самых эффективных.
Назначение учащимся конкретных задач, обучение в сотрудничестве и в кружках по интереса, наличие системы консультирования и оценивания и т. д., — всё это может значительно сэкономить ваше время в классе.
-
Уточните Цели Обучения И Критерии Успеха
В эпоху Федеральных стандартов и выявления готовности выпускников к взрослой жизни учителя уделяют определённое время чёткому формулированию ожиданий в обучении, которые касаются содержания, формированию навыков и компетенций, заложенных в стандартах. Разъяснение ожиданий в отношении обучения не только помогает учителям сосредоточить учебное время на том, что важно, но и помогает вовлечь учащихся в обучение и понимание критериев успеха.
Учебный процесс становится более прозрачным, когда критерии успеха чётко формулируют ожидаемые результаты понимания и навыков. Это позволяет учителям и ученикам более эффективно использовать время при интерпретации результатов обучения на всех его этапах.
-
Переосмыслите Роли Преподавателя И учеников
В дополнение к пункту 4 выше важно переосмыслить роли учителя и учащихся. Учитель в классе может позволить учащимся самостоятельно приобретать основополагающие знания и умения, а не с помощью школьных лекций, бесед в больших группах или других форм объяснения под руководством учителя. Они могут сделать это с помощью онлайн-инструментов или других ресурсов, как в классе, так и за его пределами.
Некоторые виды учебной деятельности, которые обычно считаются домашней работой, такие как отработка навыков, полученных в классе, могут быть перенесены из дома в класс. Это не означает, что учителя должны полностью отказаться от фронтальных форм обучения в больших группах. Такой подход позволяет учителям проводить больше времени в классе, проверяя понимание учащихся различными способами, организуя дискуссии, семинары, консультации.
-
Вовлекайте учеников В Работу В Малых Группах
Ещё один способ сэкономить время учителя в деле разделения ответственности за обучение — это привлечь сверстников учащихся в качестве обучающего ресурса посредством работы в малых группах.
Предоставление учебного контента или содействие обучению в небольших группах также может быть способом вовлечь учеников в самостоятельную проверку своего понимания результатов своего обучения. Это даёт учителям возможность проводить рациональнее использовать своё время, помогая тем ученикам, которые больше всего нуждаются в поддержке.
-
Не Оценивайте Всё Подряд!
Большинство показателей эффективности обучения, собранные в итоговых тестах и контрольных работах, не следует оценивать. Эти результаты собираются во время обучения до того, как учащиеся достигнут того уровня знаний, который они достигнут к концу учебного блока. Было бы несправедливо, если бы ранняя работа учащихся снова засчитывалась в итоговых оценках. Скорее всего, предварительную работу следует рассматривать как подготовку к последующим. И в меньшей степени — к итоговым оценкам. И это ещё одна экономия времени.
Когда всё и вся оценивается, ученики мотивированы оценками. Они не сокрушаются, что после пропущенных или не выученных уроков они имеют пробелы в знаниях. Главное для таких учеников — оценка. Не торопитесь хвалить учеников. В том числе и одаривать хорошими оценками. Завышение оценок препятствует обучению. Когда ученики осознают: то, что они изучают, проявится позже в тесте, который действительно имеет для них значение, у них быстрее появится мотивация учиться. Для формирующего оценивания это имеет решающее значение.
Работа без оценок даёт богатую обратную связь, которую ученики используют для рефлексии, самостоятельного оценивания своей работы. Появившееся время ученики и учителя используют для выявления пробелов и принятия решений о следующих шагах обучения.
-
Планируйте время для анализа и самоанализа с обратной связью
Встраивайте время в планы уроков, чтобы учащиеся могли оценить свой прогресс. Когда у учеников есть возможность поразмыслить над своим обучением и применить обратную связь с учителем для улучшения своей работы, они могут видеть прогресс и продвигать своё обучение.
Возлагая на учащихся основную ответственность за их обучение, по-разному используя время занятий и изменяя методы оценки, учителя могут выиграть время, которое можно было бы использовать с большей пользой. Безусловно, многие учителя по разным причинам не смогут самостоятельно перестроить работу. Многие руководители образования, декларируя идею формирующего оценивания, на деле стремятся к тотальному контролю и регулярным проверка в виде локальных, муниципальных и региональных проверочных работ. Учителя не могут сосредоточить на реализацию своей основной цели — помочь учащимся учиться.
-
Автоматизировать свою работу
Это, очевидно, тоже не просто. КАК автоматизировать,ЧТО автоматизировать и КОГДА автоматизировать ваш учебный процесс — сложная вещь. Тем не менее, некоторая автоматизация в классе более чем очевидна: учёт посещаемости, самооценка, системы формирования учебных групп, сбор рабочих листов и многое другое. Всё это ежедневная рутина, которую часто можно доверить компьютеру.
-
Делегируйте полномочия
Не пытайтесь сделать всю рутинную работу. Быть мучеником рутины ведёт только к эмоциональному выгоранию. Используйте своих помощников, друзей и даже родителей, чтобы облегчить свою ношу. Не делайте для своих учеников того, что они могут сделать сами. Дайте возможность детям выполнять задачи, которые отнимают ваше время. Даже младшие школьники могут помочь с организацией учебных материалов, сбором тетрадей, подготовкой оборудования. Дети любят организовываться.
-
Организуйте Своё рабочее место
Не все решения основаны на технологиях. По данным исследований две трети из нас тратят не менее получаса в неделю на поиски потерянных цифровых предметов. Позволить вещам громоздиться на вашем обычном или цифровом рабочем столе — это верный способ потерять то, что вам понадобится.
_____________________________________________________________________
И другое. Некоторые учителя используют интернет-ресурсы с календарно-тематическим планированием, чтобы сэкономить время. Используйте свой международную паутину, чтобы получить идеи, советы, ресурсы, стратегии, вебинары для учителей и многое другое.