Какую выбрать модель совместной работы учителей?

Проводите ли вы интегрированные уроки со своими коллегами-учителями?

А пробовали ли вы совместную работу со своим коллегой-учителем по вашему же предмету?

А может вы проводили совместные уроки со студентом-практикантом?

На мой взгляд, это весьма полезный и эффективный способ обучения. Хотя, безусловно, необходимо тщательно продумать модель такой совместной работы учителей.

Знание плюсов и минусов таких моделей совместного обучения может помочь учителям определить, какая из них лучше всего подходит для данного урока.

К сожалению, присутствуя на подобных открытых уроках,  я убеждался, что учителя часто не имеют достаточного опыта совместного обучения. Учителя не всегда готовы к сотрудничеству, так как недостаточно знают друг о друге, в чём плюсы и минусы каждого из них, как разделить обязанности и роли.  Ещё на этапе планирования урока цели и задачи совместного обучения  оказываются размытыми.

Перейдя к планированию совместного урока, учителям необходимо определиться с моделью его проведения, распределением ролей.

Один учит, другой наблюдает

Один учитель излагает учебный материал, инструктирует учеников, что необходимо сделать на уроке, в то время как другой учитель наблюдает за учениками, следит, как они выполняют учебные задачи. Учитель, излагающий учебный материал, избавлен от рутинной работы, от ненужных пауз. Минус такой модели тоже очевиден. Второй учитель пассивен, выполняет роль статиста. Хотя эта роль может подойти для стажёра, молодого учителя.

Один учит, другой помогает

Один учитель излагает учебный материал, инструктирует учеников, что необходимо сделать на уроке, а другой помогает отдельным ученикам по мере необходимости. Эта модель весьма полезна в том случае, когда в классе есть отстающие по различным причинам ученики. И учитель-помощник осуществляет индивидуальную работу тут же на уроке.

Параллельное обучение

Класс разделен на две группы, и каждый учитель представляет один и тот же учебный материал. Можно создать дифференцированные группы по

  • разным уровням сложности
  • по различным формам представления учебного материала.

Это отличная модель, когда содержание является чрезвычайно сложным, потому что она позволяет каждому учителю дифференцировать обучение для каждого ученика в меньшей группе. Есть возможность охватить больше учеников. Ученики имеют больше шансов задавать вопросы и получать на них ответы.

Ротационные станции

 Каждый учитель преподаёт определённую часть содержания для каждой из групп. На определённом этапе учителя меняются группами.

В отличие от параллельного обучения, учителя, использующие эту модель, могут больше сосредоточиться на конкретной части урока. Такая модель помогает использовать сильные стороны каждого учителя при работе в учебной группе, что часто эффективнее, чем при работе со всем классом.

Альтернативное обучение

Один учитель обучает основную часть учеников, а другой — небольшую группу, созданную по определённому принципу. Это могут быть ученики, которые пропустили до этого много уроков. Или, наоборот, это могут «продвинутые» в данной предметной области одарённые ученики. Сейчас не редкость в обычных школах дети с ограниченными возможностями здоровья. Возможна отдельная работа с ними. Тут, конечно, возникает проблема места обучения.

Командное обучение

Оба учителя обучают одновременно. Два мастера дополняют друг друга. По очереди передают друг другу слово, осуществляют тот или иной вид работы. Вступают в импровизированный диалог друг с другом, с учениками. Это высший пилотаж. Но если учителя заранее продумают режиссуру такого урока, то можно добиться весьма высокого результата.

Студен-практикант, начинающий молодой учитель в условиях совместного обучения могут получить бесценный опыт для будущей самостоятельной работы.

Опытные учителя могут также найти много полезного в таком объединении усилий. Каждый из них неповторим. Но на совместном уроке для учеников создаётся новая, более насыщенная и разнообразная образовательная среда. По большому счёту, это ещё одна возможность проявить своё творчество.

Если это интегрированный урок, важно, чтобы учителя были активными участниками образовательного процесса все 40 минут, а не только во время изложения своей части занятия.

Могу понять и принять критику о том, что в условиях перегруженности учителей, многих несвойственных педагогу функций, которые навязываются сверху, подобный вид учебной деятельности сложен для его организации.

Есть ли у вас такой опыт работы?

Дидактор ждёт комментариев.

 

 

 

Комментарии к “Какую выбрать модель совместной работы учителей?

  1. Аноним говорит:

    Я работаю во внешкольном учреждении методистом. Мы практикуем бинарные занятия с детьми. Меня заинтересовал совет обсуждения занятия педагогами, которые вели занятие. У нас каждый педагог анализирует только свою часть занятия. А ведь очень интересно сделать более широкое обсуждение. Попробуем.

  2. Анна говорит:

    В рамках обычной школы, в урочной системе это просто невозможно.
    Никто не будет оплачивать один урок двоим учителям. А бесплатно у нас никто работать не захочет.

  3. Аноним говорит:

    Модель и меня очень заинтересовала, но все упирается в отсутствие необходимых денежных средств.

  4. Гульнара говорит:

    Я много лет работаю в системе образования. В моей практике было проведение и бинарных уроков и полинарных. Такие методы проведения уроков практиковались у нас в колледже и с интересом данный эксперимент продолжают и сейчас. Думаю , все возможно, но не ежедневно. Интеграцию дисциплин необходимо внедрять.

  5. Аноним говорит:

    Здесь нет никакой новизны, интегрированные уроки проводились учителями в средней школе всегда

  6. Татьяна говорит:

    В нашей школе практикуется проведение интегрированных уроков с незапамятных времён. Особенно хорошо получаются уроки: физика+химия, химия+биология, биология+ОБЖ. Обычно используем сдвоенные уроки.

  7. Галина говорит:

    Добрый день! В нашей школе мы начали проводить такие уроки в рамках работы «Школы молодого учителя».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.