В ходе частых поездок не раз встречался в школах с молодыми учителями. Далеко не всегда они чувствуют себя комфортно. Многие не задерживаются, и при первом удобном случае ищут другое место. Часто совершенно не связанное с приобретённой специальностью.
Наиболее частые причины ухода, а иногда и панического бегства:
- конфликт с администрацией общеобразовательного учреждения,
- конфликт с коллегами,
- низкая заработная плата (несмотря на принимаемые государством меры),
- первоначально высокое эмоциональное напряжение,
- сложные условия работы (классное руководство в трудном классе, работа в классах, где данный предмет был запущен)
Безусловно, в хорошей школе руководители, весь коллектив стараются помочь молодому коллеге адаптироваться. К сожалению, так бывает не всегда.
Да и молодым учителям необходимо также прикладывать усилия к профессиональной адаптации.
Начните выстраивать отношения
1. КОЛЛЕГИ
Когда вы только начинаете работу в школе, налаживание доброжелательных отношений с коллегами будет иметь решающее значение.
Потратьте время, чтобы убедить, что вы можете быть полезным. Молодым легче даются успехи в использовании современных технических средств обучения, интернет-технологий. Пусть ваши старшие товарищи знают, что вы готовы помочь.
Не стесняйтесь сами просить совета. Многим ветеранам будет приятно, что их опыт востребован.
2. АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ
Не стесняйтесь и не опасайтесь выстраивать нормальные деловые отношения с администрацией школы. Пригласите директора или завуча в свой класс, даже в том случае, если вы не совсем уверены, что урок пройдёт хорошо. В любом случае руководители увидят, что вы работаете, стараетесь. При необходимости предложат свои рекомендации.
3. УЧЕНИКИ
И все же, наиболее важными являются отношения с вашими учениками. В данный момент вы занимаете центральное место в их жизни. И ваши действия (или бездействия) будут иметь для них большое значение.
4. РОДИТЕЛИ
Потратьте усилие на налаживание контактов с ними. В наше время это намного сложнее. Постарайтесь, чтобы на первое родительское собрание пришло как можно больше родителей. Найдите время встретиться персонально с каждым из них. Благодаря этому, вы узнаете много нового о своих подопечных. Будьте приветливыми, доброжелательными.
От вас во многом зависит создание атмосферы сотрудничества.
Сотрудничайте с другими
Избегайте в работе изоляции, когда опытные учителя не желают делиться своими ресурсами, планами уроков. Откройте себя для других учителей. Делитесь своими первыми успешными наработками, покажите, что вы готовы к сотрудничеству.
Участвуйте в совместных проектах, присоединяйтесь к коллективной работе учителей.
Ищите себе наставника
Я убеждён в силу наставничества. Оно жизненно важно для молодого учителя. Однако не все опытные преподаватели могут взять на себя эту задачу. Подружитесь с кем-то из них. Они поделятся с вами не только профессиональным, но и богатым жизненным опытом.
Есть и другой путь. Найдите себе ВИРТУАЛЬНОГО НАСТАВНИКА. Многие опытные учителя завели свои образовательные сайты, блоги. Среди них немало открытых к диалогу.
Просите о помощи
Бывая в школах, я заметил, что часто молодые учителя не решаются обратиться за помощью к администрации, к наставникам, к более опытным коллегам. Учтите! Нерешённая вами небольшая проблема может затем вырасти в большую. А иногда и к неисправимым ошибкам. Поэтому не стесняйтесь просить о помощи.
Это не должно вами рассматриваться как признак слабости. Напротив, большинство ваших старших коллег с пониманием оценят ваш поступок. Так вы более чётко представите всем степень своих возможностей и готовность к совершенствованию своего профессионализма.
Конечно, вы можете и сами прийти к тем выводам, которые есть в статье.
Но если почерпнёте полезное, то одного виртуального наставника вы уже приобрели.