Научите детей конструктивному обсуждению

21004d97eb44b9216b2e1f1dfc866213

Помню, как на заре педагогической карьеры я упивался ситуацией, когда ученики, разинув рот, смотрели на меня и слушали мой монолог.

Я ошибочно полагал, что это идеал. Наличие внимательно слушающего класса было одной из причин, по которой мне нравилась моя профессия. Однако постепенно учитель к этому привыкает и считает это нормой.

“Все смотрят на меня!» Как часто произносит эти слова учитель. Явный перелом произошёл в моём сознании после возвращения в школу почти через 15 лет. Передо мной была совершенно новая генерация детей, которые не хотели только слушать, но хотели сами много говорить, доказывать, спорить, в том числе и с учителем. Организовать дискуссию, мозговой штурм в классе оказалось намного сложнее, чем просто добиться идеальной тишины в классе.

Этому детей надо учить. Умение конструктивно участвовать в дискуссии помогает ученикам осмысленно и доказательно говорить, активно слушать и развивать идеи друг друга.

Проведите с учениками несколько подготовительных занятий по культуре дискуссии.

Пирамида Грэма

Для наглядности покажите и прокомментируйте с учениками классификацию опровержений американского предпринимателя и программиста, автора многочисленных эссе Пола Грэма (Paul Graham).

grem

Впервые эта пирамида была описана в 2008 году в эссе «Как правильно возражать» . П. Грэм показал иерархию аргументаций от оскорбительных и неконструктивных до тех, которые содействуют продуктивности дискуссии.

Если движение вверх по иерархии снизит напряжённость дискуссии, то это пойдет большинству ее участников на пользу. Пол Грэм.

 

 

1280px-Graham's_Hierarchy_of_Disagreement-ru.svg

Использована русскоязычная версия пирамиды из Википедии.

Предложите ученикам привести примеры по каждому из семи уровней.

Моделируйте дискуссию

Предложите ученикам стать друг против друга. Объявите им тему дискуссии. Когда один ученик начинает обсуждение, другой, в случае непонимания или несогласия должен задать вопрос: «Что ты имеешь в виду?» или «А ты можешь привести пример?»

Предложите ученикам самим придумать корректные возражения.

Аквариум

После того, как ученики ознакомились с ключевыми фразами, предложите группе из четырёх учеников тему для дискуссии. Остальная часть класса наблюдает, а затем комментирует, выделяет ключевые фразы, которые были использованы их товарищами.

Доска объявлений

Многим ученикам сложно устно выразить мысли. Организуйте длительное обсуждение важных тем, растянув дискуссию во времени. Ученики могут написать свои аргументы или прикрепить заполненный стикер на Доске объявлений, используя начало предложения 

“Я не согласен с доводами _____, потому что ____».

Организация такой процедуры, возможно, отвлекает вас от других дел, но в долгосрочной перспективе это экономит время, привлекая учеников к обсуждению и содействуя более продуктивной дискуссии.

По мере того, как организовывались новые баталии, ученики не только при очной встрече доказывают другу другу правоту своего мнения, но и используют комментарии с Доски объявлений.

Дайте время подумать

Обсудите с учениками, почему важно дать друг другу время подумать. Наличие этого времени помогает ученикам сформулировать свои мысли. Чтобы организовать этот поворот в дискуссии, предложите ученикам записать несколько идей своих оппонентов, прежде чем начинать говорить.

Во время дискуссии в случае затруднений не торопиться высказываться:

“Мне нужно время, чтобы подумать».

Таким образом, мы поощряем учеников думать, чтобы более аргументированно доказать свою правоту. Это позволит включиться в дискуссию учеников-тугодумов: флегматиков, меланхоликов, которые после определённой паузы могут выдать даже более осмысленные и глубокие ответы, чем их более эмоциональные товарищи.

Говорите больше

Очень часто ученики говорят и, убеждённые в своей правоте, не слушают собеседника. Этот приём заставляет учеников слушать, когда они просят своих одноклассников о разъяснении. Когда ученики задают такие вопросы:

«Ты можешь сказать больше об этом?“ ;

«Что ты хочешь этим сказать?» или

«Можешь ли ты привести пример?»

Такие вопросы поощряют активное слушание и взаимное, взвешенное обсуждение между учениками.

Так ты говоришь ___? 

Время от времени ученикам необходимо проверить своё понимание аргументов своих оппонентов и проверить с их помощью, что они донесли до остальных именно то, что намеревались. Некоторые такие полезные предложения могут начинаться со слов:

«Позволь мне убедиться, правильно ли я понимаю, что ты говоришь: ___”

«Итак, ты утверждаешь, что _____?”

Кто может повторить или сказать другими словами?

Ученики должны внимательно слушать, если они собираются повторить то, что сказал их оппонент. Чтобы не ошибиться, они могут спросить друг у друга:

«Как мы можем сказать это по-другому?»

«Ты можешь сказать это своими словами?»

Благодаря этому приёму, также углубляется понимание содержания.

Углубление понимания

Каковы ваши доказательства или доводы? 

По мере того, как ученики объясняют свои доводы, они углубляют своё собственное мышление, видение заявленной проблемы, а также способствуют более глубокому пониманию темы своими одноклассниками. Во всех предметах дискуссии ученики должны делать суждения и подкреплять их доказательствами. Они могут задавать друг другу такие вопросы, как

«Каковы твои доказательства?“;

«Почему ты так думаешь?»;

«Есть ли в тексте учебника (статьи) что-нибудь, что заставляет тебя так думать?»

«Откуда ты взял эту информацию?»

 

Вызов или контрпример 

Когда ученики знакомятся с противоречивым примером, это подталкивает их мышление и углубляет их понимание. Они могут мягко оспаривать мышление друг друга, задавая вопросы типа

«Всегда ли это работает?»

«Как эта идея работает с другим примером?»

«А что, если бы это было ___ вместо того, что ты утверждаешь?”

Соглашайтесь и не соглашайтесь

Конфликт часто неизбежен, но очень важно для учеников, чтобы научиться уважительно выражать своё мнение и знать, что это нормально, когда возникает ситуация, что приходится изменить свое мнение, когда вводятся новые доказательства и аргументы.

Эти начала предложений могут помочь поддержать конструктивное общение:

«Я всё-таки не согласен, потому что___»,

«Я полностью согласен с ____ «

«Ты говоришь то же самое, что и___?»

Дополните 

Предложения могут начинаться так

«Я хотел бы добавить к этому»

«В добавление к тому ,что сказал _____, хочу добавить  _ _ _»

«Могу ли я продвинуть эту идею немного дальше?»

Такие предложения помогают ученикам работать вместе, опираясь на свои предварительные знания.

Объясните, как вы понимаете утверждение другого

То, что ученики помещают ответы своих товарищей в свои собственные утверждения,  позволяет вам проверить понимание предмета дискуссии. Вы можете начать этот разговор с вопросов:

«Как вы думаете, почему ____ утверждает это?»

Ученики могут инициировать обсуждение, говоря:

«Я могу объяснить, что ___ означает ____»

«Я могу выразить это своими собственными словами».

Научить учеников культуре дискуссии, продуктивно говорить в классе, на мой взгляд, один из важнейших показателей качества работы учителя. Приведённые разговорные  обороты  можно использовать во всех предметных областях. По большому счёту, и нам, учителям, тоже полезно использовать  такие приёмы в своём профессиональном развитии. Мы все должны обсуждать, обрабатывать, переваривать полученные знания и делиться, чтобы действительно учиться всю жизнь.

 

Один комментарий к “Научите детей конструктивному обсуждению

  1. Фищенко говорит:

    И ещё раз! Благодарю Вас за помощь. За уроки. За свою позицию, которая побуждает менять самого себя!)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.