Вышел 4-й номер газеты «Лаборатория знаний» издательства БИНОМ.
Номер газеты посвящен НАНОЭДЬЮКАТОРУ — учебно-научному комплексу для преподавания основ нанотехнологии.
Цитирую:
В рубрике «Колонка главного редактора» представлена общая информация о платформе Наноэдьюкатор и образовательных Интернет-проектах по данной теме. Читатели также смогут узнать что это такое, познакомиться с основными особенностями комплекса и СЗМ методиками.
Представлена информация о ведущих сайтах, на которых можно найти разделы, посвященные Наноэдьюкатору. Отдельная рубрика посвящена перечню школ России, уже использующих этот комплекс в своих учебных лабораториях.
Платформа Наноэдьюкатор создана для организации обучения принципам работы со сканирующим зондовым микроскопом (СЗМ), приобретения навыков исследования нано-объектов и наноструктур, осуществления нанолитографии и наноманипуляций.
Помимо сканирующих зондовых микроскопов, в комплектацию платформы входят:
- устройство изготовления и заточки зондов;
- учебно-методические пособия;
- апробированный лабораторный практикум;
- тестовые образцы для проведения исследований.
Комплексный подход к процессу обучения обеспечивается наличием следующих составляющих:
- базовый сканирующий зондовый микроскоп НАНОЭДЬЮКАТОР;
- учебное пособие по основам СЗМ спектроскопии и нанолитографии;
- подробное руководство пользователя;
- наличие виртуальной Demo-версии программы, проводящей пользо-вателя последовательно через все этапы получения качественного СЗМ изображения;
- сборник ЧАВО (ЧАсто задаваемые ВОпросы);
- апробированный лабораторный практикум с набором учебных образцов для исследований.
Можно, конечно, ограничиться этой информацией. Однако, как и многих дилетантов, меня мучает ряд вопросов:
- Насколько эффективна отечественная наноиндустрия?
- Чем нормальный мощный микроскоп отличается от наномикроскопа?
- Каково место нанотехнологий в образовании?
Очень много времени пришлось потратить на выяснение стоимости этого чудо-микроскопа.
Цена класса «НАНОЭДЬЮКАТОР» в комплектации с тремя приборами составляет около 3 млн. руб. (!)
Вполне естественно, что такой комплекс может позволить себе далеко не каждое высшее учебное заведение, не говоря о школах и колледжах. Отсюда возникает вопрос об адекватности немалых затрат. Несмотря на тщательные поиски в Интернете, мне не удалось найти информацию о положительных результатах использования нанокомплексов в школах.
Видимо, мало кто задумывался о их методическом сопровождении, о подготовке педагогических кадров. К примеру, магаданский лицей имени Крупской выиграл это уникальное оборудование в рамках федерального проекта по созданию ресурсных центров естественно научного направления.
Но сейчас на нано-оборудовании никто не работает. Единственный специалист — в декретном отпуске.
Очень уж часто в последнее время появилось приставочек нано— к сферам, весьма далёким от естественных наук.
Не обошли стороной псевдоноваторы и образование.
Уже встречаются статьи о «нанопедагогике», «нанодидактике», в которые утверждается, что современная школа должна «соответствовать эпохе нано».
Не зря Интернетовские остряки публикуют видеошутки о нанодубинках, нанопетухах и т.п.
Нанодубинка.
Может современной школе и нужны современные нанотехнологии. Но… без наношелухи.