«Нанопедагогика» или наноболтовня?

nanoedu

Вышел 4-й номер газеты «Лаборатория знаний» издательства БИНОМ.

Номер газеты посвящен НАНОЭДЬЮКАТОРУ — учебно-научному комплексу для преподавания основ нанотехнологии.

Цитирую:

В рубрике «Колонка главного редактора» представлена общая информация о платформе Наноэдьюкатор и образовательных Интернет-проектах по данной теме. Читатели также смогут узнать что это такое, познакомиться с основными особенностями комплекса и СЗМ методиками.

Представлена информация о ведущих сайтах, на которых можно найти разделы, посвященные Наноэдьюкатору. Отдельная рубрика посвящена перечню школ России, уже использующих этот комплекс в своих учебных лабораториях.

Платформа Наноэдьюкатор создана для организации обучения принципам работы со сканирующим зондовым микроскопом (СЗМ), приобретения навыков исследования нано-объектов и наноструктур, осуществления нанолитографии и наноманипуляций.

nanoeducator

Помимо сканирующих зондовых микроскопов, в комплектацию платформы входят:

  • устройство изготовления и заточки зондов;
  • учебно-методические пособия;
  • апробированный лабораторный практикум;
  • тестовые образцы для проведения исследований.

Комплексный подход к процессу обучения обеспечивается наличием следующих составляющих:

  • базовый сканирующий зондовый микроскоп НАНОЭДЬЮКАТОР;
  • учебное пособие по основам СЗМ спектроскопии и нанолитографии;
  • подробное руководство пользователя;
  • наличие виртуальной Demo-версии программы, проводящей пользо-вателя последовательно через все этапы получения качественного СЗМ изображения;
  • сборник ЧАВО (ЧАсто задаваемые ВОпросы);
  • апробированный лабораторный практикум с набором учебных образцов для исследований.

Можно, конечно, ограничиться этой информацией. Однако, как и многих дилетантов, меня мучает ряд вопросов:

  • Насколько эффективна отечественная наноиндустрия?
  • Чем нормальный мощный микроскоп отличается от наномикроскопа?
  • Каково место нанотехнологий в образовании?

Очень много времени пришлось потратить на выяснение стоимости этого чудо-микроскопа.

Цена класса «НАНОЭДЬЮКАТОР» в комплектации с тремя приборами составляет около 3 млн. руб. (!)

Вполне естественно, что такой комплекс может позволить себе далеко не каждое высшее учебное заведение, не говоря о школах и колледжах. Отсюда возникает вопрос об адекватности немалых затрат. Несмотря на тщательные поиски в Интернете, мне не удалось найти информацию о положительных результатах использования нанокомплексов в школах.

Видимо, мало кто задумывался о их методическом сопровождении, о подготовке педагогических кадров. К примеру, магаданский лицей имени Крупской выиграл это уникальное оборудование в рамках федерального проекта по созданию ресурсных центров естественно научного направления.

Но сейчас на нано-оборудовании никто не работает. Единственный специалист — в декретном отпуске.

Очень уж часто в последнее время появилось приставочек нано— к сферам, весьма далёким от естественных наук.

Не обошли стороной псевдоноваторы и образование.

DSC_0102

Уже встречаются статьи о «нанопедагогике», «нанодидактике», в которые утверждается, что современная школа должна «соответствовать эпохе нано».

Не зря Интернетовские остряки публикуют видеошутки о нанодубинках, нанопетухах и т.п.

Нанодубинка.

Может современной школе и нужны современные нанотехнологии. Но… без наношелухи.

Рубрики: Проблемы современной школы, Цифровая дидактика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.