Опубликовано

  • 04.04.2014
  • в 10:13 ДП
  • Георгий

Марофон. Анализ мультимедийного урока «Воздухоплавание»

14


Апр4

Учителя не раз встречались с проблемой дефицита учебного времени, когда предметный курс ограничен одним-двумя уроками в неделю или количество часов на изучение большой по содержанию темы очень ограничено.  Следующий урок как раз демонстрирует попытку воспользоваться мультимедиа для увеличения плотности урока.

Вера Владимировна Кравец, учитель физики МОУ СОШ № 25 г. Сочи.

Предмет: физика.

Тема урока:  «Воздухоплавание».

Целевая аудитория: учащиеся 7-х классов.

Цель урока: сформировать  представление учащихся  об общих  принципах  воздухоплавания  на  примере  летательных  аппаратов  разных  видов.

Задачи:

  • пробудить интерес  учащихся к воздухоплаванию через  знакомство с видами воздушных шаров и историей  их создания;
  • вовлечь учащихся  в  аналитическую  деятельность  по  оценке  достоверности ситуаций, описанных  в  литературных  и  художественных  произведениях.

Актуальность и ожидаемые результаты: принципы воздухоплавания  изучаются  в  школьном  курсе физики без  последующего  повторения однократно,   только в 7  классе. Для того, чтобы  материал  был  лучше  понят  и  запомнился  надолго, предлагается  представить  его  в  формате  виртуальной экскурсии.

Богатый видеоряд, аудио-сопровождение, интересные  факты, выходящие за  рамки  школьного  учебника,  помогут  пробудить  интерес  учащихся  к  теме  и  станут  стимулом  к  осознанному  решению  физических  задач  по  воздухоплаванию.

План изучения  нового материала:

  • Лекция в  форме  виртуальной экскурсии
  • Практикум  решения  качественных, логических и расчётных задач

Техническое обеспечение

Презентация  выполнена в программе MS Power Point 2007. Для использования данного ресурса  требуется компьютер, экран, проектор, колонки. Для  просмотра и  использования  ЭОР  в  полном  объёме  необходим  доступ к  сети  Интернет (просмотр  видеоролика, работа с помощью  онлайн-калькулятора).

В создании презентации  использованы технологические возможности  программы MS  Power Point 2007 (анимация, звук, гиперссылки, триггеры) и технологические приёмы «Листание», «Интерактивная лента». Шаблон презентации изготовлен  самостоятельно.

Переход между слайдами осуществляется щелчком, по гиперссылкам или с помощью управляющих кнопок, расположенных на слайдах.

Подробная навигация описана  в конспекте,  который также содержит   весь необходимый сопроводительный текст: как  отображённый  на  слайдах презентации, так и  дополнительный (выделен курсивом), предназначенный для более  подробного комментирования содержания презентации  и  ответов на возможные  вопросы  учащихся.

По ходу  урока учащимся  предлагается  участвовать  в  критическом  осмыслении  представляемой  информации, аналитической   и  вычислительной деятельности.


(посмотреть в отдельном окне)

Рекомендации по использованию ресурса

Данный ресурс рекомендуется использовать на уроках физики, на занятиях элективных курсов, факультативов и кружков  естественнонаучной тематики.

Занятие  целесообразно  проводить  после  изучения  темы «Архимедова  сила», в  рамках  знакомства  с  темой  «Воздухоплавание».

Желательно  создать  условия  для  активного участия  экскурсантов  в этапе  маршрута «Доверяй, но  проверяй!» (распознавание элементов  интерактивной  ленты, критический  анализ  достоверности  описанных  ситуаций  на  основе  законов  физики, вычисления  с  помощью  интерактивного  расчётного  инструмента «Объём  сферы»  или  онлайн- калькулятора «Объём  сферы»).

Содержание  экскурсии  и  навигация  подробно  прописаны  в  конспекте, что  даёт  возможность  использования  материала    другими  учителями  и   самостоятельного  просмотра  презентации  учащимися.


Анализ урока

Здравствуйте, Вера Владимировна!
Помню наш семинар в вашей школе. Надеюсь, был полезным.

Представляю, какую титаническую работу Вы проделали при подготовке этого урока. Такая масса информации, конечно, должна быть размещена по нескольким уровням. И Вы это сделали.

Однако помимо очевидных достоинств есть ряд пожеланий, которые напрашиваются при первых же шагах работы с Вашим ресурсом.

1. Навигация не доработана.

Судя по всему, вы оказались в плену своего плана. То есть Вы работаете в задуманном алгоритме. Между тем, кнопка «возврат домой» должна присутствовать на всех слайдах.

Судя по объему Вашей разработки, сложно вместить все в один урок. Удобная навигация помогла бы быстро выбрать различные траектории проведения урока в зависимости от хода урока, поведения учеников, неожиданных перерывов или задержек с началом занятия.

В Вашем ресурсе после щелчка по любому из информационных блоков «Аэростаты», «Дирижабли», «Воздушные шарики», «Доверяй, но проверяй» далеко не всегда имеется возможность вернуться в меню урока или в меню данного информационного блока.

2. Небрежность в оформлении гиперссылок.

  • Гиперссылки должны быть интуитивно понятны.

prim1

Но у Вас, например, в информационном блоке «Аэростаты» в качестве гиперссылок используются рисунки. Но вольно-невольно мышь тянется сначала к надписи. Хорошо бы объединить эти два объекта (изображение и надпись) и сделать общую гиперссылку.

  • Управляющим кнопкам не стоит придавать эффекты анимации.

Это служебная кнопка. У вас же встречается целый ряд слайдов с такими появляющимися кнопками.

3. Вызвала недоумение Ваша интерактивная лента.

primer4

Она вовсе не интерактивна. Смысловая нагрузка — слабая. Просто прокрутка нескольких сюжетов.

4. Если Вы работаете с интерактивной доской, то обратите внимание на то, что у Вас может произойти случайный сбой в показе, т.к. в настройках слайдов это Вы не предусмотрели.

Очень хорошо, что в уроке присутствует практическая часть. В том числе и ссылки на онлайн калькулятор и модели. Это тоже разнообразит познавательную деятельность.

Спасибо за такой содержательный урок.


Похожие статьи:


Отзывы:
Марофон. Анализ мультимедийного урока «Воздухоплавание»

  1. Бектурганова Екатерина:

    Мне урок понравился. Детям тоже, думаю, было интересно. О кнопке возврата домой — полезно узнать. Я пробую её использовать, но не всегда правильно, как сейчас понимаю.
    Марафон оказывается ОЧЕНЬ нужным. И научиться, и идеи почерпнуть возможно. Пусть он станет здесь традиционным.

  2. Вера:

    Уважаемый Георгий Осипович! Спасибо большое за «разбор полётов» моего «Воздушного шара»!)) Обязательно перемещу гиперссылки с рисунков на надписи (сама, если честно, на уроке пыталась нажимать именно на надписи, видимо, когда делала презентацию, мысли были как-то по-другому настроены). И другие Ваши замечания постараюсь учесть. Только вот не поняла такой момент:
    «Если Вы работаете с интерактивной доской, то обратите внимание на то, что у Вас может произойти случайный сбой в показе, т.к. в настройках слайдов это Вы не предусмотрели». Честно скажу, я не знаю, КАК это это можно предусмотреть в настройках презентации. Если можно, подскажите. Или скажите, где можно об этом узнать.
    Спасибо большое и за семинар в нашей школе! Конечно же, он был полезным! И дисками Вашими мы пользуемся. Такие бы встречи, да почаще!)))
    С уважением, Кравец В.В.

  3. Владимир Наумов:

    Здравствуйте, Вера Владимировна!
    С удовольствием просмотрел Ваш урок и конспект к нему. И то и другое — хорошо!

    Невольно поставил себя на Ваше место и задумался:
    — сколько времени пришлось затратить на создание презентации, сколько ошибок исправить? Скажите, пожалуйста, сколько времени Вы затратили на создание этого — добротного — продукта?
    — сколько штук подобных продуктов Вы надеетесь еще создать, для какого числа параллелей (ведь их у Вас не одна)?.

    И шире. Вами сделан хороший урок в парадигме доброго, старого репродуктивного (запомни — повтори) обучения. Его ведущий метод — объяснительно-иллюстративный. Дети пассивны на подобных уроках. Стоит ли затрачивать такую массу усилий для консервации той парадигмы и того метода, пусть и богато и толково иллюстрируя урок, которые, увы, не являются современными и инновационными?
    Это не критика, эти вопросы скорее обращение к себе, чем к Вам. И, скорее всего, я бы ответил, «не стоит овчинка выделки». Хотел бы узнать Ваше мнение на сей счет.

    P.S. Продолжая воображать себя на Вашем месте, поступил бы так:
    — озвучил бы презентацию так, чтобы она длилась max 12-13 минут.
    — предъявил бы ее ученикам для самостоятельно просмотра и на уроке (двумя порциями), и, потом, дома.
    — остальную часть урока провел бы либо в проблемном, либо в эвристическом методах обучения. Или организовал бы межгрупповую дискуссию, предложив сравнить «плавание шариков» с полетом поднятого в воздух листка, бумажного самолетика, парящего (планирующего орла) или т.п. А в компьютерном классе будь такой урок, позволил (заставил) бы группам учащихся искать подсказок и ответов в Сети.

    • Вера:

      Здравствуйте. Владимир! Спасибо за отклик, ещё большее спасибо за вопросы и предложения. Абсолютно согласна с Вами в плане «овчинки, не стоящей выделки». Презентация создавалась 3 месяца- всё лето. Столько времени было отдано потому что тема неожиданно стала «уводить» вширь и вдаль, да и постоянная шлифовка шла ( в рамках мастер-класса на портале Сеть творческих учителей). Конечно, так подробно могу себе позволить делать далеко не всегда — ни времени, ни терпения не хватает. И на уроках (сейчас как раз дошли до этой темы) использую далеко не весь материал. Так получилось, что в каждом из трёх моих 7-х показаны были совсем разные фрагменты, исходя из особенностей детей и темпа урока. Поэтому соглашусь с Георгием Осиповичем: нужно сделать возможность возврата на страницу с планом урока с любого этапа.
      И с Вами соглашусь: урок ( в этом виде) особой активности детей не предусматривает. Поэтому и использую его фрагментарно. Как материал, расширяющий рамки учебника. Кстати, показала презентацию своим 10-классникам, им понравилось. В результате готов к защите проект по определению подъёмной силы воздушного шарика. Видимо, увлечённость темой передать мне всё-таки удалось.
      Спасибо Вам за Ваше видение урока, буду совершенствоваться!

  4. Владимир Наумов:

    Спасибо за откровенный ответ, Вера Владимировна!

    Он мне дал немало пищи для ума.

    Может, стоить в первую очередь автоматизировать решебники задач, чтобы глаза над проверкой тетрадей не портить да реально время выигрывать. Так, чтобы месяц работы «на компьютер» давал преподавателю 2-3 и более месяца, высвободившегося от рутины времени? И на годы работы вперед!

    • Владимир Наумов:

      Вера Владимировна!
      Решил выложить пример менее трудоемкого подхода к делу: http://openelearning.ru/index.php/blogs3/home/74-67879

      • Вера:

        Здравствуйте, Владимир! Спасибо Вам за предложенный вариант интенсификации проверки знаний учащихся. Он, действительно, хорош для кабинетов, оснащённых достаточным количеством компьютеров. «Прогнать» через свой единственный компьютер, через который работает интерактивная доска, 5 классов в каждой параллели,- ну никак! Информатики сами загружены под завязку, если иногда и допускают к проведению уроков в свои кабинеты (например, интерактивные лабораторные я там могу проводить), то только во второй смене ( 7-8 классы), и то- по заранее проведённому многоступенчатому согласованию ( я иду в компьютерные, компьютерщики- со своими половинками класса — ко мне и ещё куда-то…) Поэтому я для облегчения проверки хотя бы контрольных работ составила многовариантные тексты в формате ЕГЭ. Проверять было очень легко… Но вот и здесь меня настигла проблема. Работы свои я выложила в Сеть творческих учителей. Очень коллеги благодарили за помощь…. Со всей страны получала добрые слова. А мои продвинутые детки… нашли эти работы. Скопировали ответы. Были пойманы при попытке списывания. Теперь временно у меня возврат к старым технологиям… И необходимость хотя бы варианты поменять))) В общем, «покой нам только снится»…

        • Бектурганова Екатерина:

          Вера Владимировна! Пожалуйста, поделитесь презентацией! Мои детки хоть до физики не доросли, но есть идеи…

          • Вера:

            Екатерина, на какой адрес Вам выслать презентацию?

  5. Бектурганова Екатерина:

    1960katigoroshek@gmail.com

  6. Людмила:

    полезно. но мне сложно самостоятельно обработать похожее из мира техники.

  7. Людмила:

    полезно

  8. Людмила:

    полезно

Оставьте ваш отзыв:
Марофон. Анализ мультимедийного урока «Воздухоплавание»

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.