Марафон. Классный час «Дом, который построим мы»

В ходе воспитательных мероприятий учителя часто пользуются мультимедийным сопровождением. Поэтому весьма кстати представленный для анализа классный час.

Суфиянова Лилия Александровна, педагог специальной (коррекционной) школы – интернат VIII вида г. Чернушка, Пермского края

Тема: Дом, который построим мы

Цель:  способствовать сплочению коллектива и построения эффективного командного взаимодействия, формированию представлений о жизненном идеале семьи.

Задачи:

  • Формирование у ребят уважительного отношения к семье,  умения работать в коллективе.
  • Развитие толерантности, закрепление навыков  групповой работы, коммуникативных умений (умения говорить и слушать, а также слышать друг друга)
  • Развитие познавательного интереса.
  • Воспитание уважения к личности другого человека, воспитания трудолюбия, любознательности, настойчивости, дисциплинированности.

Ход урока:
Мы пытаемся жить одной семьей. Потому что вместе мы – сила. Потому что вместе мы можем многое сделать. Давайте попробуем для нашей семьи построить дом. Тогда ни один злодей не сможет нас одолеть.

У каждого человека должен быть дом – не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают принимают таким, каков он есть, где ему тепло и уютно.

Школу часто называют вторым домом, ведь каждый ребенок школьного возраста проводит здесь основную часть  своего времени, день за днем проживают свою жизнь. Однако далеко не каждый школьник чувствует себя в своем классе, в школе как дома.

А между тем  очень многое зависит от вас самих.


(посмотреть в отдельном окне)

Слайд №1

Попробуйте ответить на вопрос : Что для вас значит дом? (ответы детей)

Дом – это место, где меня ждут. Значит я кому-то нужен.

Дом – это место, где меня любят. Значит без меня кому-то плохо.

Слайд №2

Для того, чтобы построить дом, нам необходимо выяснить некоторые моменты. Какие?

— Выбрать место, где меньше надувает снега зимой, где не скапливается влага, поближе к лесу, где воздух чище, поближе к реке, что очень важно для огорода и бани.

— Выбор материала, из которого строят дома: кирпич, дерево, глина, цемент.

— Определиться с внешним видом здания. А какие здания вы знаете?

Слайд №3

Чум – жилище северных народов. Собирается за полтора – два часа. Справиться со сборкой может даже женщина.

Нравится вам такой дом? Сможете вы жить в нем? Чего вам не хватает в этом доме?

Слайд №4

Юрта. Жилище сибирских народностей, башкир. Сборкой занимается только мужчина и по времени она занимает гораздо больше времени.

Смогли бы вы жить в таком доме? Чего вам не хватает в этом доме?

Слайд №5

Изба. Крестьянский дом в деревне. В украинской деревне он  называется хата, на юге России – мазанка, от слова мазать.

В этом жилище есть что-то, что отличает его от предыдущих жилищ, чего вам не хватало. (печь)

Печь – это источник тепла, место для приготовления пищи, спальное место для стариков и детей.

В таком доме вы смогли бы жить? Чего вам не хватает здесь?

Слайд №6

Вилла. Дом для олигарха, богатого человека. Здесь есть все, чего вам не хватало во всех предыдущих жилищах: место для приготовления пищи, тепло, спальные места, удобства, встроенные гаражи и подсобные помещения.

Почему мы не живем в таких домах? Сможем ли мы содержать такой дом и выплачивать налоги?

Слайд №7

Из чего будем строить дом? Какой материал сейчас самый популярный?

Дом будем строить кирпичный, но кирпичи у нас необычные. Это кирпичи мудрости, здоровья, хозяйственности, любви и многого другого.

Каждое из этих качеств и свойств должно проявиться в отдельном конкурсе — кирпичике будущего дома.

А чтобы было строить интереснее, мы поделились на две бригады.  Первая бригада называется  «Красный кирпич», вторая – «Зеленый кирпич».

Первая команда, побеждая в конкурсе, будет закладывать зеленый кирпич, вторая команда – красный. В конце мы увидим, какая бригада внесла больший вклад в строительство нашего семейного дома.

Закладываем первый кирпич. Это собранная веками человеческая мудрость. Что такое мудрость? (знания, опыт)

Отгадывая загадки на слайде, вы зарабатываете баллы. Строительная бригада, собравшая большее количество баллов, получает право заложить кирпич.

Загадки (на слайде)

Первый кирпич – кирпич мудрости – закладывает бригада…

Слайд №8

Здоровье – это очень важный момент в жизни каждого человека. Его нигде не купишь, не возьмешь. Здоровый человек может все. Потерявший свое здоровье никогда не сможет построить дом.

Игра «Собери здоровье»

Бригадиры  выходят на середины строительной площадки и с закрытыми глазами собирают элементы здоровья. Выигрывает тот, кто насобирал больше здорового.

(Элементы наклеены на кубики – см приложение №1)

А теперь посмотрите, что вы насобирали. В жизни бывает точно так же – мы не задумываясь хватаем все, что попадает под руку. А задуматься — полезно это или нет — у нас просто не хватает на это времени.

Все, что полезно для здоровья, мы оставляем в корзинке.

Неполезное выбрасываем.

Теперь считаем сколько элементов в корзинке. Бригадир, насобиравший большее количество элементов, приносит своей бригаде право заложить следующий кирпич.

Физкультминутка.

А сейчас задание обеим строительным бригадам – придумать зарядку. Бригадиры выбирают задание: зарядка в постели утром( 3 упражнения), зарядка на перемене между уроками( 3 упражнения). Время на подготовку – 1 минута.

Показ своих комплексов.

Кирпич здоровья закладывает бригада…

Слайд №9

Хозяйственность. Что это такое на ваш взгляд? Это – достаток в доме, наличие продуктов и необходимых вещей, любви и тепла.

Чтобы в вашем доме поселился достаток, и не было бы места для скуки, попробуйте отгадать названия жилищ животных, которые могут жить рядом с человеком.

Я буду задавать вопросы, жюри фиксировать правильность ответов и ваше поведение, а вы по очереди отвечайте.

Загадки (на слайде)

Бригада, получившая большее количество баллов, получает право заложить кирпич…

Слайд №10

Улыбка создает счастье в доме, служит паролем для друзей. Она ничего не стоит, но много дает. Это “лучшее противоядие созданное природой от неприятностей”.

Не у всех, получается, жить светло и улыбчиво, но этому можно учиться. Вам предлагается отгадать загадки-шутки.

Улыбательный практикум (см приложение №2)

Я уверена, теперь вы умеете красиво улыбаться. Пожалуйста продемонстрируйте всем свое умение – улыбнитесь друг другу. Ваша улыбка, светлая и добрая, подняла другим настроение. Поэтому кирпич улыбки закладывают обе бригады.

Слайд №11

Русский народ издавна славился  гостеприимством, хлебосольством. Гостя, попавшего в дом, необходимо было накормить и напоить. Дать ночлег.

Вам тоже предлагается проявить эти качества. Один из игроков 1-й бригады будет гостем у 2-й и наоборот. Обменяйтесь, пожалуйста, игроками.

Вам необходимо по моей команде повязать салфетку гостю, а потом каждый игрок по очереди кормит его с ложки.

Побеждает та бригада, которая первой накормит гостя. Но самое главное здесь не скорость, а умение доставить своему гостю удовольствие, чтобы он захотел прийти к вам еще раз.

Право заложить кирпич гостеприимства предоставляется бригаде…

Слайд №12

Находчивость – следующее необходимое качество при строительстве дома. Она помогает сэкономить, заменить успешно материалы, без ущерба строительству. Давайте и мы с вами проверим – есть ли такое качество у нас.

Ребусы (на слайде)

Бригада, первой прочитавшая ребусы, закладывает кирпич находчивости.

Слайд №13

Дружба  — это качество, без которого невозможно жить.   Что такое дружба в вашем представлении? Зависит ли она от цвета кожи, волос и глаз? А от национальности? Если человек верит в бога, сможет ли он стать вашим другом?  Зачем нужен друг? Можно ли прожить без дружбы?

Песня «Если с другом вышел в путь» (слова песни напечатаны для каждого игрока, фонограмма на слайде)

Право заложить кирпич дружбы предоставляется бригадирам обеих бригад.

Слайд №14

Какое сейчас у вас настроение? Понравились ли вам конкурсы на нашей стройке? Что понравилось больше всего? А что запомнилось?

Какие человеческие качества необходимы при строительстве семейного дома в первую очередь?

Сейчас мы устанавливаем крышу. Она называется Крыша Хорошего Настроения.

При строительстве дома большее количество кирпичей собрала бригада … кирпича. Она первой выберет себе подарки. А подарки у нас необычные – если вам понравился классный час, выбирайте домики цветные, если нет, серого цвета.

Я,  в свою очередь,  хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили,  осталось с вами,  чтобы ваш дом был радостным и уютным. На память  я хочу оставить вам памятки – рекомендации, где есть рецепт хорошей погоды в вашем доме.

Слайд №15

— Вот мы и построили наш дом.

А дом, заставленный добром, — еще не дом.

И даже люстра над столом, — еще не дом.

И на окне с живым цветком — еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста —
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.

Спасибо всем за участие.

Помимо сценария Лилия Александровна использует раздаточный материал ПОДАРКИ, а также ЗАДАНИЯ-ПРИЛОЖЕНИЯ.


Анализ занятия

Здравствуйте, Лилия Александровна!

Прежде всего, о Вашем сценарном описании.

Замечательно, что Вы придерживались послайдового описания. Это конкретизирует работу.

Однако, судя по Вашей и ряду других присланных разработок, в Дидакторе придётся ещё не раз поднимать вопрос о постановке целей и задач и средствах их достижения.

Что меня смутило?

  1. Непонятно для кого поставлены цели и задачи классного часа: для учителя или учеников.
  2. То, что Вы представили в задачах, это, конечно, не задачи. Воспитательные задачи должны быть конкретными, конечными, достижимыми.

Учебные и воспитательные задачи должны быть направлены на исполнение, причём с описанием инструментов, как этого добиться.

В который раз приходится констатировать, что в большинстве планов-конспектов и технологических карт присутствуют глаголы несовершенного вида, направленных лишь на СОСТОЯНИЕ, намерение, но не достижение результата:

СОСТОЯНИЕ ИСПОЛНЕНИЕ
Знать Выполнить
Понимать Написать
Уметь Перечислить
Ценить Выбрать
Обладать выделить

Сам замысел Вашей разработки о привитии любви к родному дому можно только приветствовать.

И ещё одно. Избегайте небрежностей. Нумерация слайдов в сценарии не соответствует той, что в презентации.

Теперь давайте разберём Ваши слайды. Я исхожу из нумерации слайдов в презентации.

Слайд 1.

suf1

  • жёлтая подложка под подписью «классный руководитель» неуместна, тем более она очень размыта,
  • авторская подпись не должна занимать много места. Целесообразно разместить её в нижнем правом углу,
  • заголовок загораживает изображение, которое по Вашему замыслу (ДОМ) имеет ключевое значение.

Слайд 2.

suf2

  • Очень неудачный выбор эффекта анимации для появления текста. Она характерна для большинства слайдов. Поэтому в дальнейшем не буду повторяться.
  • Весьма распространённая ошибка: слишком увеличенная gif-анимация. Как правило, они мало «весят». Большое увеличение приводит к неузнаваемости объекта.

Слайд 4.

suf3

  • Эффект анимации при появлении изображения не обоснован сценарием. Поэтому фотография чума может изначально быть на слайде.
  • Неуместно совмещать фотографию и рисунок.

Слайд 5.

Будет логичнее, если Вы разместите сразу на слайде фотографии, а надписи появятся впоследствии или вообще не сразу разместите на слайде. Мне кажется, что ключевым на слайде является создание интерактива по внутреннему убранству.

Когда я увидел цифры на фотографии, думал, что к ним предполагаются комментарии. Но, к сожалению, в сценарии их тоже не было. На мой взгляд, это было бы весьма полезным.

Предлагаю такой вариант слайда:


(посмотреть в отдельном окне)

Щёлкаем по цифре — появляется комментарий. Щёлкаем по надписи — она исчезает.

Я ввёл невидимые триггеры не на все цифры. Лишь для примера на часть из них.

Слайд 6.

suf4

О динамике не буду повторяться.

Грубейшая ошибка на данном слайде — нарушение принципа документальности, узнаваемости. Вместо рисунков со сказочными изображениями найдите фотографии. Их много в интернете.

Слайд 8.

  • Для появление надписей эффект анимации появление, причём указать направление слева.
  • Нарушено техническое требование: после значка нумерации нужен пробел.

Слайд 10.

Помимо нарушения динамики появления надписей, целесообразнее подобрать другой эффект анимации для кирпичиков. Раз мы строим, укладываем кирпичи, то подбираем соответствующий эффект анимации.

Предлагаю так:


(посмотреть в отдельном окне)

Слайд 11.

suf5

Низкое качество человечков с шариками.

Слайд 13.

Помимо указанных пожеланий с динамикой советую изменить подачу заданий ребуса.

Предлагаю так:


(посмотреть в отдельном окне)

  • Мы уменьшаем количество объектов на слайде.
  • Дети наглядно видят, как трансформируется слово.

На остальных слайдах те же недочёты с динамикой.

И последний

Слайд 16.

Законы жанра требуют выравнивания текста по левому краю. Так удобнее читать стихи.

suf6

Уверен, что Ваш классный час проходит занимательно.

Рубрики: Воспитание, Мои проекты, Цифровая дидактика

Комментарии к “Марафон. Классный час «Дом, который построим мы»

  1. Нами говорит:

    От правильной постановки цели и выбранных задач зависит очень много. Иногда бывает, напишешь цель, задачи, а начинаешь думать над проведением урока и сто раз меняешь. И в конце чувствО, что опять не то(((

  2. Фаина говорит:

    Мне очень понравился Ваш урок. Спасибо.
    Я провела этот урок у себя в классе, немножко изменила, но идея Ваша. Отличный урок получился.

  3. Пайхамат говорит:

    Очень хорошее мероприятие,но жаль ,что слайды не открываются.Я хочу провести на классном часу

Добавить комментарий для Светлана Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.