Марафон. Анализ учебного проекта «Чистая энергия в Кронштадте»

На очереди Марафона анализ ученического проекта.

Руководитель проекта: учитель физики Александра Станиславовна Барышева, средняя общеобразовательная школа №418 Кронштадского района Санкт-Петербурга
Участники проекта: обучающиеся 8-11 классов
Предмет: физика, естествознание

Цель проекта: обобщение и углубление знаний обучающихся о физических основах производства энергии, их преимуществах и недостатках в экологическом отношении.

Задачи:

  • научить применять знания по естественно-научным дисциплинам для анализа неадаптированного научного или публицистического текста;
  • формировать системное экологическое мышление;
  • активизировать поисково-познавательную деятельность обучающихся в работе с учебными, научными текстами;
  • развивать коммуникативные компетенции (активно-продуктивного слушания, навыка публично выступать по теме, вести диалог, участвовать в дискуссиях).

Тип проекта: информационный (сбор информации об объекте, явлении;  ознакомление участников проекта с этой информацией; её анализ и обобщение фактов).

Реализация проекта направлена на достижение целей естественно-научного образования:

  • освоение знаний о физических явлениях и законах, которым они подчиняются, формирование естетственно-научной картины мира;
  • применение полученных знаний для описания и объяснения явлений и процессов, принципов действия технических устройств;
  • воспитание необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития;
  • использование полученных знаний для рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Продолжительность проекта: 3 академических часа (1 ак.час аудиторной и до 2 часов внеаудиторной работы).

Продукт проекта: обоснование предложений по использованию различных источников энергии и нетрадиционных технических устройств на территории города Кронштадта, о. Котлин и прилегающей акватории.

Методы оценивания проекта: самооценка, экспертная оценка, рефлексия.

Ресурсы, необходимые для выполнения проекта: ПК, принтер, проектор, экран, доступ в Интернет.

Этапы реализации проекта:

Этап Срок реализации Деятельность участников проекта
Подготовительный Октябрь-ноябрь Внеаудиторная работа

В ходе изучения тем физики «Тепловые явления» (8 класс) и «Электромагнитные явления» (11 класс) обучающиеся ищут информацию об инновационных технических устройствах и технологиях, построенных на физических принципах, которые учащиеся изучают. Каждый ученик изучает неадаптированные тексты (2-3) научного или публицистического, научно-популярного стиля и готовит пересказ, краткое сообщение об одном устройстве (технологии) по плану:

Наименование, автор.

Устройство и принцип действия. Иллюстрации.

Источник информации.

Эту информацию учащийся предоставляет в печатном и электронном виде.

Учитель рекомендует источники информации, консультирует учащихся индивидуально.

Чтобы избежать дублирования, темы сообщений учащиеся публикуют в закрытой группе социальной сети.

Учитель подготавливает основной файл будущей презентации проекта (карта о.Котлин), размещает  на слайдах информацию — сообщения обучающихся (информация на каждом слайде соответствует вышеприведённому плану).

Основной Ноябрь (дата уточняется в соответствии с календарно-тематическим планированием по физике) Урок обобщения и систематизации по теме
Организационный момент (2 минуты).

Актуализация (3 минуты).
Демонстрация слайдов презентации «Всемирный фонд дикой природы представляет…». Беседа. Постановка проблемы: как экологически грамотно использовать природные ресурсы о.Котлин для социально-экономического развития Кронштадта?
Учитель предлагает обучающимся применить свои знания естественных наук на благо родного города. Напоминает о социально-экономическом положении Кронштадта и возможностях его развития.

Работа в парах (10-20 минут).
На экране демонстрируются заголовки сообщений учащихся. Каждая пара выбирает из списка один-два (незнакомых) и получает описание выбранных устройств (технологий). Им необходимо подготовить устное выступление на 2 минуты — предложение использовать  выбранное устройство (технологию) в Кронштадте. Предложение необходимо будет защищать перед авторитетными экспертами администрации города.
Устное выступление должно содержать краткое описание принципа действия устройства (технологии) с формулировкой физических законов, на которых оно основано. Должны быть приведены аргументы в пользу его применения в конкретной точке на территории города, острова или акватории, анализ экологического воздействия.  Выступление может сопровождаться рисунками, графиками и пр.

Защита (до 20 минут).
По мере готовности учащиеся защищают выбранные ими устройства (технологии) перед «авторитетной комиссией», роль которой играют остальные ученики класса.
Предварительно проводится обсуждение: необходимо определить критерии оценки выступлений (лучше посоветовать 3 критерия: время выступления — 2-3 минуты; научная грамотность; эмоциональность, индивидуальность защиты).
Во время проведения занятия целесообразно заслушать от 5 до 7 сообщений, различающихся степенью реальности применения в Кронштадте, практической ценностью и т. п. Этот отбор осуществляется учителем в процессе наблюдения за подготовкой учащихся на этапе парной работы. Отбор делается для того, чтобы не перегрузить урок, время которого ограничено, но чтобы затем вместе с учащимися проанализировать различные по характеру предложения: часть из них должна быть отвергнута «экспертной комиссией».
Каждому выступающему могут быть заданы вопросы (не более трёх) — уточняющие или на понимание физических основ предлагаемого к внедрению устройства (технологии).

Анализ предложенных проектов. Дискуссия (10 минут).
«Эксперты» высказываются, какое предложение может быть реализовано в Кронштадте. Выбранные большинством голосов объекты их «авторы» размещают на интерактивной карте.

Оценивание итогов проекта.
Учитель подводит итог «заседания экспертной комиссии».
Демонстрируется готовая карта «Чистая энергия в Кронштадте» (1 минута). Обсуждение: реальные возможности и риски развития города (до 3 минут).
В заключение формулируется вывод: социально-экономическое развитие и экологическое состояние города и острова зависят от согласованных действий всех жителей, администрации, производственников и бизнеса.

Рефлексия. Учитель предлагает каждому оценить собственную значимость в работе над проектом: нужно нарисовать корзину с плодами и выделить «свой» плод цветом, штриховкой. По полноте корзин и положению в них «своих» плодов можно визуально оценить эмоциональное состояние обучающихся, их самооценку.
В заключение — общее фото на фоне карты «Чистый Кронштадт».

Заключительный Ноябрь Внеаудиторная работа

Окончательное оформление презентации учебного проекта.
Размещение проекта «Чистая энергия в Кронштадте» в сети Интернет в облачном сервисе для совместной работы (Prezi.com, RealtimeBoard, Dropbox, Google Drive или др.). Коллективная совместная доработка слайдов, текстов, анимации и пр. on-line, обмен впечатлениями о работе в проекте на форуме, в социальной сети.

Демонстрация проекта на школьной конференции.

Учебный проект «Чистая энергия в Кронштадте» реализован в нашей школе в ноябре 2013 года в 8а, 8б и 11а классах.

В ходе проекта были достигнуты метапредметные и личностные результаты, относящиеся к информационной компетентности:

  • способность к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
  • развитие исследовательских учебных действий, навыков работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);
  • развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку (по ключевым словам), выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
  • показаны некоторые приёмы активного слушания, технологии активно-продуктивного чтения.

На подготовительном этапе и на этапе защиты проекта выявлены «слабые места» изучаемой темы, что позволило провести индивидуальную коррекцию и развитие предметных знаний, умений на последующих занятиях.

Проект подготовлен в технологии Prezi.

Анализ проекта

Добрый день, Александра Станиславовна!

Всегда с большим интересом отношусь к проектной деятельности учащихся.

Центральное место в представлении проекта занимает интерактивная карта, выполненная в технологии Prezi.

bar

Сам являюсь почитателем данной технологии. И Вы довольно успешно воспользовались её преимуществами. И в то же время несколько пожеланий.

Независимо от используемой технологии есть некоторые общие требования к использованию мультимедийной наглядности.

1. Много текста.

bar3

Он будет мешать ученикам при защите проектов. Привяжет их к тексту. Лучше избавиться от повествовательности.

Сам рисунок подсказывает, что необходимо изменить:

bar1

1 — карусель

2 — насос

3 — водоносный слой

4 — бак

5 — раздаточная колонка

6 — каркас

7 – рекламные щиты

А ученики сами пусть комментируют устройство данного необычного насоса.

Такие же пожелания и по другим фрагментам.

2. Вашу карту можно сделать более динамичной.

Даже самые сложные технологические идеи станут более понятными, если вместо текста и статических рисунков прикрепить в презентации видеоролики. Prezi, как Вы знаете, это позволяет.

Видеосюжеты прибавят динамику в представление проекта.

К примеру, во фрагменте о вакуумном поезде прикрепить этот ролик из YouTube:

Или можно прикрепить в соответствующем месте ролик о детском насосе-карусели:

Можно воспользоваться и видеосюжетом об электрическом автобусе:

В целом же можно поздравить Вас и Ваших учеников с таким замечательным проектом.


Комментарии к “Марафон. Анализ учебного проекта «Чистая энергия в Кронштадте»

  1. Саша говорит:

    Благодарю Вас, Георгий Осипович, Ваша оценка лестна для меня.
    Отсутствие видео на уроке — это, наверное, мои личные предпочтения. Если и использую на уроке — отмеряю время очень тщательно. Но поскольку презентация — результат проекта,- должна играть роль обоснования применения рассмотренных устройств, Ваш совет разумен. Но тогда текст на слайдах тоже уместен — для того, кто будет читать/изучать её самостоятельно. Вот во время урока, перед защитой, конечно, стоило слайды доработать.
    Вообще же за этот год успела приучить ребят к правилам выступления на уроке: не более 3 минут (самое строгое правило!), информативные слайды с минимум текста (или бумажный плакат от А4, или демонстрационный опыт, тщательно отрепетированный), 3 вопроса к публике, 3 вопроса «докладчику».
    Данный урок происходил осенью, когда ребята ещё не успели привыкнуть к моим требованиям, многое приходилось дирижировать самой, зато сейчас они свободно обсуждают достоинства и недостатки того или иного «доклада», высказываются, как можно улучшить подачу материала, какую информацию стоило бы добавить, а без какой обойтись.
    Я «бывший» информатик, и такой результат», умение работать с информацией, навык «вИдения», критического отношения к потоку нового меня очень даже радует.

  2. Нами говорит:

    Идея урока очень интересная, а реализация современная. В каком формате проходит урок? У каждого ученика компьютер с выходом в сеть или учитель подбирает весь материал заранее и раздает ученикам.
    У нас сейчас заблокирован почти Интернет, нет видио, картинок, практически все словари и энциклопедии закрыты фильтрами. С одной стороны хорошо, свои школьные фильтры уже можно и не ставить, а с другой((( даже на этой странице все видио из YouTube закрыты.

  3. Саша говорит:

    У меня в кабинете ПК, проектор, экран. Интернет в кабинеты не дают: так прокуратура не придерется. Материал к этому уроку искали дети, я только советовала, где искать. В течение сентября — ноября ребята несли тексты, электронные варианты (1 слайд с картинкой и текстом). Я перенесла их варианты слайдов П.П. в Прези.
    На уроке пользовались локальной версией Прези на моем собственном нетбуке. У 11-тиклассников был интернет на личном смартфоне, поэтому их работу сразу разместили в сети.
    Естественно, если бы были компьютеры и интернет вдоволь, все могло бы быть проще и интереснее.
    Я пока что мечтаю (а мечты сбываются!) о планшетах (или аналог, нечто небольшое, мобильное), причем для каждого ученика школы, не к учителю привязаное, а именно ученику доверенное, учеником хранимое, ученику необходимое.
    Интерактивными досками «насытилась», хочу именно небольшое, переносное, у каждого. Согласна на систему интерактивного голосования, но лучше все же с бОльшими возможностями.

Добавить комментарий для Саша Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.