На очереди Марафона анализ ученического проекта.
Руководитель проекта: учитель физики Александра Станиславовна Барышева, средняя общеобразовательная школа №418 Кронштадского района Санкт-Петербурга
Участники проекта: обучающиеся 8-11 классов
Предмет: физика, естествознание
Цель проекта: обобщение и углубление знаний обучающихся о физических основах производства энергии, их преимуществах и недостатках в экологическом отношении.
Задачи:
- научить применять знания по естественно-научным дисциплинам для анализа неадаптированного научного или публицистического текста;
- формировать системное экологическое мышление;
- активизировать поисково-познавательную деятельность обучающихся в работе с учебными, научными текстами;
- развивать коммуникативные компетенции (активно-продуктивного слушания, навыка публично выступать по теме, вести диалог, участвовать в дискуссиях).
Тип проекта: информационный (сбор информации об объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией; её анализ и обобщение фактов).
Реализация проекта направлена на достижение целей естественно-научного образования:
- освоение знаний о физических явлениях и законах, которым они подчиняются, формирование естетственно-научной картины мира;
- применение полученных знаний для описания и объяснения явлений и процессов, принципов действия технических устройств;
- воспитание необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития;
- использование полученных знаний для рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Продолжительность проекта: 3 академических часа (1 ак.час аудиторной и до 2 часов внеаудиторной работы).
Продукт проекта: обоснование предложений по использованию различных источников энергии и нетрадиционных технических устройств на территории города Кронштадта, о. Котлин и прилегающей акватории.
Методы оценивания проекта: самооценка, экспертная оценка, рефлексия.
Ресурсы, необходимые для выполнения проекта: ПК, принтер, проектор, экран, доступ в Интернет.
Этапы реализации проекта:
Этап | Срок реализации | Деятельность участников проекта |
Подготовительный | Октябрь-ноябрь | Внеаудиторная работа
В ходе изучения тем физики «Тепловые явления» (8 класс) и «Электромагнитные явления» (11 класс) обучающиеся ищут информацию об инновационных технических устройствах и технологиях, построенных на физических принципах, которые учащиеся изучают. Каждый ученик изучает неадаптированные тексты (2-3) научного или публицистического, научно-популярного стиля и готовит пересказ, краткое сообщение об одном устройстве (технологии) по плану: Наименование, автор. Устройство и принцип действия. Иллюстрации. Источник информации. Эту информацию учащийся предоставляет в печатном и электронном виде. Учитель рекомендует источники информации, консультирует учащихся индивидуально. Чтобы избежать дублирования, темы сообщений учащиеся публикуют в закрытой группе социальной сети. Учитель подготавливает основной файл будущей презентации проекта (карта о.Котлин), размещает на слайдах информацию — сообщения обучающихся (информация на каждом слайде соответствует вышеприведённому плану). |
Основной | Ноябрь (дата уточняется в соответствии с календарно-тематическим планированием по физике) | Урок обобщения и систематизации по теме |
Организационный момент (2 минуты).
Актуализация (3 минуты). Работа в парах (10-20 минут). Защита (до 20 минут). Анализ предложенных проектов. Дискуссия (10 минут). Оценивание итогов проекта. Рефлексия. Учитель предлагает каждому оценить собственную значимость в работе над проектом: нужно нарисовать корзину с плодами и выделить «свой» плод цветом, штриховкой. По полноте корзин и положению в них «своих» плодов можно визуально оценить эмоциональное состояние обучающихся, их самооценку. |
||
Заключительный | Ноябрь | Внеаудиторная работа
Окончательное оформление презентации учебного проекта. Демонстрация проекта на школьной конференции. |
Учебный проект «Чистая энергия в Кронштадте» реализован в нашей школе в ноябре 2013 года в 8а, 8б и 11а классах.
В ходе проекта были достигнуты метапредметные и личностные результаты, относящиеся к информационной компетентности:
- способность к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
- принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- развитие исследовательских учебных действий, навыков работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку (по ключевым словам), выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- показаны некоторые приёмы активного слушания, технологии активно-продуктивного чтения.
На подготовительном этапе и на этапе защиты проекта выявлены «слабые места» изучаемой темы, что позволило провести индивидуальную коррекцию и развитие предметных знаний, умений на последующих занятиях.
Проект подготовлен в технологии Prezi.
Анализ проекта
Добрый день, Александра Станиславовна!
Всегда с большим интересом отношусь к проектной деятельности учащихся.
Центральное место в представлении проекта занимает интерактивная карта, выполненная в технологии Prezi.
Сам являюсь почитателем данной технологии. И Вы довольно успешно воспользовались её преимуществами. И в то же время несколько пожеланий.
Независимо от используемой технологии есть некоторые общие требования к использованию мультимедийной наглядности.
1. Много текста.
Он будет мешать ученикам при защите проектов. Привяжет их к тексту. Лучше избавиться от повествовательности.
Сам рисунок подсказывает, что необходимо изменить:
1 — карусель
2 — насос
3 — водоносный слой
4 — бак
5 — раздаточная колонка
6 — каркас
7 – рекламные щиты
А ученики сами пусть комментируют устройство данного необычного насоса.
Такие же пожелания и по другим фрагментам.
2. Вашу карту можно сделать более динамичной.
Даже самые сложные технологические идеи станут более понятными, если вместо текста и статических рисунков прикрепить в презентации видеоролики. Prezi, как Вы знаете, это позволяет.
Видеосюжеты прибавят динамику в представление проекта.
К примеру, во фрагменте о вакуумном поезде прикрепить этот ролик из YouTube:
Или можно прикрепить в соответствующем месте ролик о детском насосе-карусели:
Можно воспользоваться и видеосюжетом об электрическом автобусе:
В целом же можно поздравить Вас и Ваших учеников с таким замечательным проектом.
Благодарю Вас, Георгий Осипович, Ваша оценка лестна для меня.
Отсутствие видео на уроке — это, наверное, мои личные предпочтения. Если и использую на уроке — отмеряю время очень тщательно. Но поскольку презентация — результат проекта,- должна играть роль обоснования применения рассмотренных устройств, Ваш совет разумен. Но тогда текст на слайдах тоже уместен — для того, кто будет читать/изучать её самостоятельно. Вот во время урока, перед защитой, конечно, стоило слайды доработать.
Вообще же за этот год успела приучить ребят к правилам выступления на уроке: не более 3 минут (самое строгое правило!), информативные слайды с минимум текста (или бумажный плакат от А4, или демонстрационный опыт, тщательно отрепетированный), 3 вопроса к публике, 3 вопроса «докладчику».
Данный урок происходил осенью, когда ребята ещё не успели привыкнуть к моим требованиям, многое приходилось дирижировать самой, зато сейчас они свободно обсуждают достоинства и недостатки того или иного «доклада», высказываются, как можно улучшить подачу материала, какую информацию стоило бы добавить, а без какой обойтись.
Я «бывший» информатик, и такой результат», умение работать с информацией, навык «вИдения», критического отношения к потоку нового меня очень даже радует.
Идея урока очень интересная, а реализация современная. В каком формате проходит урок? У каждого ученика компьютер с выходом в сеть или учитель подбирает весь материал заранее и раздает ученикам.
У нас сейчас заблокирован почти Интернет, нет видио, картинок, практически все словари и энциклопедии закрыты фильтрами. С одной стороны хорошо, свои школьные фильтры уже можно и не ставить, а с другой((( даже на этой странице все видио из YouTube закрыты.
У меня в кабинете ПК, проектор, экран. Интернет в кабинеты не дают: так прокуратура не придерется. Материал к этому уроку искали дети, я только советовала, где искать. В течение сентября — ноября ребята несли тексты, электронные варианты (1 слайд с картинкой и текстом). Я перенесла их варианты слайдов П.П. в Прези.
На уроке пользовались локальной версией Прези на моем собственном нетбуке. У 11-тиклассников был интернет на личном смартфоне, поэтому их работу сразу разместили в сети.
Естественно, если бы были компьютеры и интернет вдоволь, все могло бы быть проще и интереснее.
Я пока что мечтаю (а мечты сбываются!) о планшетах (или аналог, нечто небольшое, мобильное), причем для каждого ученика школы, не к учителю привязаное, а именно ученику доверенное, учеником хранимое, ученику необходимое.
Интерактивными досками «насытилась», хочу именно небольшое, переносное, у каждого. Согласна на систему интерактивного голосования, но лучше все же с бОльшими возможностями.