Марафон. Анализ дидактической игры «Лидер XXI века»

Мультимедийные технологии очень часто используются для создания дидактических игр. Мы получаем возможность провести такую игру более динамично, с визуализацией всех её этапов. Представленный на наш марафон урок как раз и проводится в виде дидактической игры.

Ермагамбетова Айсулу Бахытжановна, Казахстан, Костанайская область, Аулиекольский район, с. Кушмурун, СШ-121

Алгебра. 10 класс.

Тема урока: Тригонометрические уравнения.

Цель урока:

  • закрепить и совершенствовать знания учащихся в ходе решения тригонометрических уравнений; дать учащимся возможность оценить свои математические возможности путем выбора  заданий;
  • учить логически мыслить, обобщать и получать знания, делать выводы, формировать умение самоанализа и контроля;
  • воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе в духе здорового соперничества.

Оборудование урока: интерактивное оборудование, набор карточек для самостоятельной    работы, фишки.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с помощью интеллектуальной игры «Лидер 21 века».

Организация деятельности учащихся.

Организационный этап.

Сообщение темы урока, его целей и задач.

Вступительное слово учителя: Это необычный урок  — интеллектуальная игра «Лидер 21 века». Первую часть игры (три тура  «Байга», «Көкпар» и «Полиглот») я разобью вас на 3 группы – по рядам 1, 2 и 3 группы.

За каждое верно выполненное задание устное или письменное я буду давать фишки, таким образом, у кого наберется большее количество фишек, тот и выходит в финал игры. Итак, правила ясны? Вперед!


(посмотреть в отдельном окне)

Активизация опорных знаний.

1 тур – «Байга». Кто первым поднимет руку, тот и отвечает. Ответы с места не принимаются.

Практическая часть.

2 тур – «Көкпар»

Этап всесторонней проверки знаний.

3 тур – «Полиглот».

Задание. По данному определению отгадать скрытое слово и перевести его сначала на казахский язык, а затем на английский язык. Каждой команде по одному заданию.

4 тур – «Великолепная тройка»

Задание. Вам предложено два варианта  тригонометрических уравнений, необходимо решить их.  За каждое правильно решенное уравнение присуждаются 5, 10 и 30 баллов соответственно, причем время ограничено в 4,5 минут, по 1,5 минуты на одно уравнение. Итак, время пошло…

Дети решают уравнения в течение 4,5-5 минут. Тем, кто справится быстрее, дать жетоны. А теперь сделаем взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте ваши ответы.

Взаимопроверка:

Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Сегодня мы на уроке решали различное количество тригонометрических уравнений, поэтому домашнее задание будет дифференцированным.  Уровни заданий выбирайте самостоятельно, руководствуясь тем, что в А-уровне задания легче, чем в В-уровне.

Подведение итогов урока.

А теперь мы подсчитаем количество набранных очков и узнаем нашего финалиста. Это – …

Я предлагаю Вам сыграть в Супер-игру на знание тригонометрических формул. Не отказывайтесь, Вы все равно уже в финале.

Задание финалисту или финалистам.

Необходимо за 1 минуту правильно ответить  на наибольшее количество вопросов по формулам тригонометрии.  Итак, вы готовы?  Начнем …

Рефлексия.

Награждение победителя и выставление оценок за урок.

Спасибо за внимание!


Анализ урока

Здравствуйте, Айсулу Бахытжановна!

Использование мультимедиа на уроках математики всегда вызывает большие затруднения. Чаще всего это оправдано на уроках геометрии, где ИКТ содействуют развитию наглядно-образного, пространственного мышления.

Организация дидактической игры с мультимедийным сопровождением позволяет увеличить темп её проведения. Однако для этого необходимо потрудиться.

Прежде всего, рекомендовал бы убрать лишние слайды.

Это относится к слайду № 2:

tre1

Этот слайд абсолютно не информативен. Он предназначен для проверяющих, но не для учеников.

Ну а теперь коснёмся непосредственно игры.

1-й тур.

В заданиях отсутствует обратная связь.

Предлагаю ввести ответы на слайды.


(посмотреть в отдельном окне)

Это усилит динамику игры, ребята не только услышат, но и увидят ответ на поставленный вопрос.

2-й тур.

Хорошая навигация. Вами используется часто встречающийся аналог «Своей игры».

Однако та же самая проблема: отсутствие ответов. И кроме этого неуместно делать такой большой служебную кнопку возврата в меню тура.

tre3

Такая большая кнопка забирает на себя внимание. Как правило, эти кнопки небольшого размера размещают в правом нижнем углу слайда:

tre2

3-й тур.

Любые анимации с текстом и с изображением должны быть дидактически оправданы. Введённые Вами анимации наоборот мешают восприятию текста. Само задание лучше ввести не «по щелчку», а «с предыдущим». Так мы сбережём по несколько секунд на каждом этапе игры.

Вы ввели ответы. Но целесообразнее их появление по эффекту анимации появление.


(посмотреть в отдельном окне)

В соответствии с тем, как мы обычно читаем текст слева — направо.

Почему-то Вы остановились на мультимедийном сопровождении только трёх туров.

Рекомендую Вам обязательно доработать остальные этапы игры. Иначе игра рассыпается, теряет свою цельность.

В частности в Супер-игре можно использовать приём ШТОРКА:


(посмотреть в отдельном окне)

В наброске я показал работу шторки на двух первых вопросах.

Наконец, подведение итогов. Из сценария видно, что Вы раздаёте жетоны тем, кто правильно ответил. Однако опять же Вы теряете время на их вручение.

Можно ввести ещё один слайд, где наглядно показать, кто сколько получил жетонов. В приведённом ниже слайде эпизод «Математического турнира», который я помогал подготовить двум учителям начальной школы из Омской области Буряк А.Г. и Юдиной О.Г.


(посмотреть в отдельном окне)

Я оставил этот слайд без купюр. Но вполне очевидно, что можно ввести другие названия конкурсов, а вместо команд можно заранее прописать фамилии учеников.

Ну и, конечно, необходим хронометраж игры. На мой взгляд, очень много заданий.

УДАЧИ!

Сегодня, 31 марта, последний день, когда можно прислать свои уроки на наш марафон. Прошу прощения, что выкладываю анализ уроков не так быстро, как планировал — разрываюсь между непредвиденными командировками и «Дидактором». Но обещаю — все присланные работы будут разобраны.

Комментарии к “Марафон. Анализ дидактической игры «Лидер XXI века»

  1. Анна Шугай говорит:

    Спасибо за марафон. В каждом анализе урока можно найти что-то полезное. Мы немного опоздали. Надеемся, что успеем в следующий раз.
    По поводу жетонов: проводила игру с учителями информатики, предложила 2 варианта подсчёта в Excel и игрушечными деньгами — учителя выбрали деньги. Я думаю и детям интереснее жетоны. Иногда надо пожертвовать временем.

  2. Айсулу Бахытжановна говорит:

    Спасибо администратору сайта «Дидактор» Георгию Осиповичу. Благодарю за подробный анализ моего урока, я полностью согласна с вашими рекомендациями, постараюсь их выполнить. Материалы Вашего сайта очень интересные и содержательные, очень помогают в педагогической деятельности. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество! До свидания!

Добавить комментарий для Анна Шугай Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.