Кто должен заниматься воспитательной работой в школе?

vospit

Конечно, вопрос во многом риторический. Воспитание учащихся является делом всего педагогического коллектива, независимо от того, является ли учитель классным руководителем или нет. Преподаёт в данном классе или просто ведёт кружок, секцию.

Даже личный пример учителя, одна его незапланированная доверительная беседа, небольшая реплика может оказать гораздо больший эффект, чем долго готовящееся воспитательное мероприятие.

Однако часто сталкиваясь с нынешним состоянием дел в ряде школ, приходится с сожалением констатировать чрезмерную заорганизованность воспитательной работы.

И это не вина образовательных учреждений. Дело в административном нажиме вышестоящих муниципальных и региональных служб в таком тонком и сложном деле, как воспитание детей.

В школы и даже детские сады спускаются десятки информационных писем о проведении обязательных мероприятий, которые не дают образовательным учреждениям нормально работать.

Безусловно, необходим системный подход в воспитании детей. Но очевидно и другое. Системность не зависит от толщины папок и многостраничных планов. Нужно вспомнить, кто все-таки несёт главную ответственность за воспитание детей.

Главным воспитателем в школе является, прежде всего, учитель.

И если он ответственно относится к своим обязанностям, то прекрасно понимает, что необходимо делать, какие беседы, мероприятия проводить. Исходя из конкретных условий, характеристик конкретных учеников.

Однако на деле получается иначе. Как правило, образовательные чиновники считают, что им лучше знать, что необходимо делать. В итоге в «циклограмме» расписан каждый день, охватывающий формально все виды и направления воспитательной работы.

И классный руководитель, учитель превращается в простого исполнителя. И главной его задачей является своевременное представление отчёта (фотоотчёта) о проведённом мероприятии.

Яркий пример — случай, происшедший в одной из школ Краснодарского края. 

На один из октябрьских дней был назначен «Осенний бал». Дети готовились, разучивали стихи, песни, шили платья. Но вдруг поступило письмо о проведении обязательного мероприятия, спущенного сверху. Затем другие «обязательные» беседы, конкурсы.

В итоге «Осенний бал» назначен на 3 декабря (!)

Вывод один. В таком важном деле, как воспитание, не должно быть чрезмерной заорганизованности.

Первые шаги нового Министра образования и науки РФ обнадёживают. Главное, чтобы сложившаяся система административных рычагов не поглотила благие начинания.

 

Рубрики: воспитание, Воспитание, Проблемы современной школы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.