Несмотря на возникшие экстремальные условия в связи с отключением у меня электричества, вебинар Технология целеполагания современного урока всё же состоялся. Его проведение навело меня на серьёзные размышления, которыми хочется поделиться. Речь пойдёт о том, что же всё-таки мешает эффективному целеполаганию учителя, а в целом и вообще его творчеству.
Не подумайте, что это очередная гневная статья против проведения Единого государственного экзамена. Дело не в ЕГЭ, а в методах его проведения. Безусловно, совершенно ненормально было в доегэшную эпоху, когда экзамены в школе принимал тот же учитель, что и вёл учебный курс.
Благородные цели ЕГЭ об объективном оценивании и создании возможности поступления в вузы самым способным и талантливым, даже из далёкой провинциальной глубинки, меркнут перед создавшейся явно нездоровой обстановкой, в которой оказалось отечественное образование.
Печально то, что средство проверки качества знаний и способностей превратилось в стратегическую цель.
Весь образовательный процесс в школе посвящён подготовке к ЕГЭ.
Перед вами скриншоты реальных документов, которыми изобилует интернет.
Принимаются отдельные планы, разрабатываются специальные методики. Даже репетиторство теперь направлено не на ликвидацию пробелов знаний у ученика, а на успешную сдачу ЕГЭ. Школу будоражит тотальное проведение контрольно-диагностических работ муниципального. регионального и федерального уровня.
Календарно-тематическое планирование учителя превращается в некую формальность. Главная цель учителя — успешная сдача экзаменов и проверочных работ всех уровней.
По их результатам проходят регулярные совещания, где руководители образовательных учреждений, органов управления образованием различных уровней, понурив головы, должны оправдываться и клятвенно обещать срочно исправить положение.
Учитель забыл о планомерном образовательном процессе, он готовит учащихся к успешной сдаче к ЕГЭ. Причём не только в выпускных, а во всех классах школы.
В таких условиях не стоит удивляться, что мы получаем суррогатные, отрывочные знания учащихся. Готовясь к сдаче Единого государственного экзамена, вы формируем ЗНАНИЯ ПО АНАЛОГИИ. То есть учим не системе знаний, а лишь тем типам задач, рафинированным отрывочным событиям и фактам, ожидаемым на ЕГЭ заданиям.
Стратегические цели отечественного образования, стремление формировать заявленную «модель выпускника», будущего гражданина РФ, вступают в противоречие с имеющимися реалиями, когда средство (ЕГЭ) стало целью.
Как всегда, есть заявления на самом высоком уровне бороться с порочным «натаскиванием» к ЕГЭ.
После данного заявления Ольги Васильевны прошло более трёх лет. Однако на практике ничего не изменилось.
Полностью согласна!!!