На летних каникулах у учителя появится больше времени для работы над собой, для размышлений о том, как дальше работать, что в своей деятельности изменить. Именно в это время Дидактор намеревается разместить ряд материалов, неспешных статей, с которыми хорошо бы познакомиться не впопыхах. Сегодня хочу обратиться к вопросам технологии перевёрнутого обучения.
Как известно, основная идея Flipped Classroom (перевёрнутого класса) заключается в том, новый учебный материал ученики изучают дома. Мало кто вспоминает, что в отечественной школе ещё в с 60-х годов ХХ века использовалась аналогичная методика «опережающего обучения», и она давала хорошие плоды.
Безусловно, в те годы основным источником информации при такой методике самостоятельного обучения был учебник. Очень редко дополнительная литература.
Теперь же учитель опирается, прежде всего, не на учебник, а на цифровые источники учебной информации, которые должны обеспечить и индивидуальный темп обучения, и возможность выбора степени глубины проникновения в заданную тему.
Так или иначе учитель продолжает выполнять роль посредника в обеспечении учебного материала. И от этого ни в коем случае не следует самоустраняться. Это очень важно в условиях перенасыщенного информационно-образовательного пространства. Отбор учебного материала — одна из важнейших задач учителя.
Для самостоятельной работы учащегося дома особенно подходит учебное видео. Что и стало основной идеей родоначальников Flipped Classroom американских педагогов Джонатана Бергмана и Аарона Самса.
Учебное видео учитель может создать сам, либо воспользоваться уже существующими коллекциями. Ученики могут адаптировать просмотр такого видеоурока к собственному темпу обучения. Видео может быть приостановлено для того, чтобы дать себе время для переработки новой информации, обратить внимание на ту часть контента, которая осталась неясной. Возможно, она требует повторного просмотра или поиска разъяснений в других источника. И учитель должен это предусмотреть: дать ссылки на дополнительные источники, электронные справочники и предметные энциклопедии.
Между тем, сторонники перевёрнутого обучения мало обращают внимание на альтернативные источники учебной информации, которые в не меньшей степени могут повлиять на качество самообучения: образовательная инфографика, интерактивные рабочие листы, цифровые тренажёры для закрепления знаний и умений учащихся.
Одним из ключевых этапов перевёрнутого обучения является работа в классе. Тщательная подготовка учителя к роли консультанта, организатора дискуссии, эксперта является безусловно важной. Ни в коем случае очное педагогическое общение не должно превратиться в инструкцию, подготовку к домашней работе учащихся.
Однако в условиях кризиса ученической мотивации работа учителя в режиме «перевёрнутого обучения» будет малорезультативной.
На мой взгляд, однозначно учитель, организующий модель Flipped Classroom, должен учитывать степень подготовленности своих учеников к самостоятельной работе. Насколько учащиеся готовы самостоятельно изучать новый материал, применять свои знания к новым учебным задачам. То есть насколько ученик готов брать на себя ответственность за процесс обучения. Помимо этого учитель должен убедиться, что ученики правильно понимают поставленные задачи.
Одной мотивации для этого мало. Для самостоятельной работы учащихся учитель должен гарантировать организационные условия, рамках которых будут выполняться учебные задачи. И в то же время убедиться, что ученик дома обеспечен соответствующим рабочим местом: компьютером, соответствующим программным обеспечением для просмотра учебного видео, доступом в Интернет и т.д.
Глубоко уверен, что флип-модель должна рассматриваться как один из многих методов в репертуаре учителя, а не как абсолютно автономная педагогика.
Необходимо дидактическое обоснование того, что на определённом этапе перевёрнутое обучение действительно повлияет на качество образовательного процесса и будет иметь убедительное преимущество по сравнению с традиционными методами.
Принимая во внимание многоканальное обучение, модель перевёрнутого обучения имеет определённые преимущества перед другими образовательными технологиями в деле создания условий самостоятельного обучения для каждого ученика.
Безусловно, учитель должен обратить внимание и на эмоциональное состояние учащихся в условиях перевёрнутого обучения. Немаловажен фактор времени. Обязательно проведите опрос учащихся:
- сколько времени они теряют на изучение нового учебного материала?
- насколько им комфортно работать в режиме перевёрнутого обучения?
- что необходимо изменить для более эффективной работы дома?
После активной работы дома даже так называемые «слабые» ученики гораздо активнее участвуют в очных занятиях, а также предоставляют учителю более качественные учебные материалы для проверки.
Тем не менее, организация перевёрнутого обучения усложняет работу учителя. Он много теряет личного времени для подготовки соответствующего контента. На автоматизацию контроля знаний, организацию и сопровождение проектной деятельности.
В связи с этим организация перевёрнутого обучения остаётся уделом отдельных учителей. Что могло бы облегчить работу учителя в данном направлении?
- создание предметных коллекций учебного контента (видеороликов, интерактивных рабочих листов, образовательной инфографики;
- наличие пакетов технологических карт занятий;
- наличие бесплатных цифровых инструментов формирующего оценивания в рамках перевёрнутого обучения.
Таким образом, лето — замечательная возможность взвесить все «за» и «против» для решения учителя о своей готовности работы в режиме смешанного обучения и, прежде всего, его важнейшего компонента Flipped Classroom.
Спасибо за всесторонний обзор метода! Часто о рисках не говорится. Педагогу необходимо знать все плюсы и трудности, чтобы «не набивать собственные шишки», а всё предусмотреть.