Какой должна быть технологическая карта урока?

08_11_2007_14_1

Принятие Федерального государственного образовательного стандарта «второго поколения» дало новый толчок разгулу бюрократической фантазии чиновников от образования. Один из конкретных продуктов этой безудержной деятельности — замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.

Всю жизнь мы составляли планы уроков. Но тут нам на курсах сказали, что нужно составлять технологическую карту урока. Это всё то же самое, но деятельность учителя и деятельность ученика отдельно планируются. И, конечно же, планируемые результаты!

А. Идиятуллина, г. Бугульма, Татарстан

У меня написание таких технологических карт занимает все свободное время, не остается времени ни на домашнюю работу, ни на качественную подготовку к уроку, ни на свободное время (про него я вообще уже забыла).

В. Назмиева, с. Ургала, Башкортостан

Работаю по системе Занкова. Нас заставляют создавать технологические карты, но по-моему, они мало применимы в практике.

О. Быстроумова, с. Филипповка, Ярославская обл.

Кому они, такие планы, в таком виде нужны? Для удобства проверяющим? А разве планы для них пишутся? Когда-то был приказ министерства о том, что планы уроков никем не должны проверяться. Более того: это дело учителя — писать или не писать план урока. Сохранился ли тот приказ или отменен?

… Это очередная «озабоченность» сидящих вверху, чтобы учитель без работы после уроков не остался.

М. Терентьева, г. Губкинский, Ямало-Ненецкий АО

Любое благое дело может вызвать отвращение, если оно внедряется принудительно.

Действительно, готовиться к урокам необходимо. Это понимает каждый учитель, кто честно относится к своему делу.  Показатель эффективности такой работы — хорошо проведённый урок, выразившийся в реальных учебных результатах учащихся.

Как будет выглядеть на бумаге процесс его подготовки: план-конспект, технологическая карта и т.п.; на измятом клочке бумаги;  написанный от руки или набранный на компьютере; развернутый или краткий план — это уже вторично.

Составлением технологических карт урока занимаюсь давно. Многие учителя сочли полезным для себя пользоваться моими шаблонами.

Вот, к примеру, как выглядела технологическая карта одного из мультимедийных уроков учителя начальной школы:

karta

Задача технологической карты, как известно, — отразить так называемый «деятельностный подход» в обучении.

На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидамые действия учеников.

Нельзя не согласиться с разработчиками циркуляров, что

«технологическая карта урока– это способ графического проектирования урока»

Но сами же разработчики ограничивают это графическое проектирование: лишь таблицей, позволяющей «структурировать урок по выбранным учителем параметрам».

Технологическую карту урока можно рассматривать как ментальную карту, как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.

Естественно, он не может занимать несколько страниц вымученной таблицы с надуманными, а точнее спущенными сверху параметрами.

Формы представления технологической карты могут быть различными, в том числе и с использованием программ по составлению mind map.

mindmap

Важно другое: не мешать главному Творцу удивительного таинства педагогического общения — УРОКА.

На деле же побеждает принцип: «главное — красивую бумагу учинить!»

Нетрудно предположить, что пеперь, помимо липового планирования могут добавиться липовые технологические карты. Учитель потратит на их составление много времени, но, не понимая их полезности,  будет убирать  «под сукно».

Фото на титульном листе из газеты Newsfood.


Комментарии к “Какой должна быть технологическая карта урока?

  1. Диана Савинова говорит:

    Если потратить на составление календарно-тематического планирования достаточно времени и подойти к его составлению не формально, то составление карты урока, или его плана, или схемы — легко!

  2. 2734 говорит:

    Все новое — хорошо забытое старое: требования к современным урокам все больше напоминают работу по дальтон-технологии, а технологические карты мы уже проходили лет 15 назад, когда к началу учебного годы ты должен был принести в учебную часть уже полностью составленную, включая номера упражнений для работы на уроке и дома. МАРАЗМ!!!!!!!!!

    • Аноним говорит:

      Наверное, никогда! Бежать нужно из школы…А работать с детьми люблю… Иванушка

    • Светлана говорит:

      Самый настоящий бред. Почему мы должны из своей мизерной заработной платы тратить на заправку картриджей, покупку пачками бумаги. Почему чиновники для своей работы не приходят со своей бумагой? Работаю 35 лет, работать люблю, но технологические карты писать не буду. Легче уйти, чем выполнять бестолковую работу. Чиновники, одумайтесь, что вы делаете с учителями!!!

      • Лысенко Владимир. говорит:

        Ещё лет 20 назад встречались на Руси чиновники, способные бескорыстно заниматься бумаготворчеством. Ныне каждый значимый министерский начальник имеет солидный пакет акций бумаго- и чернильнопроизводящей промышленности и требует от своей челяди особо рекордного бумаготворчества. А диссертации здесь — попутная мелочёвка. И пусть чиновники сей постулат попробуют доказательно опровергнуть!ЛЛ

      • Воронина Валентина говорит:

        Полностью Вас поддерживаю, лишняя трата учительского времени, теперь учитель должен работать 26 часов в сутки.

  3. Елена говорит:

    Еще один из тысячи способов завалить учителя никому не нужной бумажной работой!

    • Наталья говорит:

      Давайте же устроим состязание:
      Кто больше перепачкает бумаги.
      В формате А4 обязательно.
      Нам не страшны такие передряги!

      Мы всё опишем, что от нас потребуют.
      Хотите 5 отчётов, 20? Сделаем!
      А дети в это время пусть побегают.
      Не учатся? Так что же мы поделаем.

      От нас бумагу требуют немедленно,
      Уроки не волнуют и задания.
      `Ползём` мы по программе очень медленно.
      Какое тут ЕГЭ, какие знания?!

  4. Татьяна говорит:

    Действие ученика, учителю при составлении планов и так ясно, так для кого же мы это все прописываем? Видимо кое-кто считает, что учитель зря деньги получает или мало загружен. Кто- то на этих, так называемых «новшествах» диссертации защищает, а учитель потом расхлебывает.

  5. Анастасия говорит:

    Я только учусь на преподавателя начальных классов,но сама вижу, как трудно переучиваться преподавателям, для того что бы писать эти карты. Мне кажется что это ненужная бумажная работа. Плана конспекта урока вполне достаточно. Даже мне — молодой девушке очень трудно писать технологическую карту. Потому что когдая поступала,нас учили по старым стандартам и вдруг ввели что то новое. Дикость!

  6. Нина говорит:

    Я считаю, что особых требований к составлению технологических карт предъявлять чиновникам из образования не следует. Это творчество учителя и сам учитель решает в какой форме их составлять! Я, например, делаю такие карты мне удобно! Но наблюдая за материалами курсов, все больше убеждаюсь, что наши методисты стараются изо всех сил, чтобы не облегчить работу учителя, а наоборот заставить так работать, чтобы света белого не видеть! Взяли бы и сделали такие карты со всеми УУД, а потом бы требовали! Как правило, пишут и составляют всю эту муть люди, которые мало работали в школе

  7. аноним говорит:

    моя мама уйму лет работает в школе, с детьми работать любит. но эти сверху… слов нет!!! проблема та же, что и пишут в комментариях выше. чиновникам лишь бы завалить учителя. дерут с учителей 10 шкур! помимо того, что дети мозг выносят, их неадекватные родители, завучи… так еще и дома всей этой ерундой заниматься! а зарплату? а время отдохнуть???

  8. аноним говорит:

    составили бы требования к РОДИТЕЛЯМ, которые детьми не занимаются. да и самим ученикам…

  9. Надежда Николаевна говорит:

    Со всеми полностью согласна! Мне 58-хочу закончить свою учительскую деятельность.Работать не помогают,так не мешали бы. Представляю,что будет в стране,когда из школы уйдут все «совки».А чиновники от образования все воруют, им до учителя дела НЕТ! Здоровья всем!

  10. Светлана говорит:

    Раньше писали планы уроков — было больше пользы- знаний. Для чего нужна технологическая карта? Мне, значит, на уроке надо отслеживать и контролировать свои действия???-я пока адекватна.

    • Аноним говорит:

      В карте написано: «дети читают стихотворение на экране» . Зачем описывать каждый шаг детей и учителя? Без этой записи мы не поймем,что дети будут читать это стихотворение?

  11. Аноним говорит:

    Думаю, что она вообще не нужна. Учителю — уж точно!!! Отнимает много времени, а толку никакого нет!

  12. Лариса Яковлевна говорит:

    Думаю, что требовать от каждого учителя написания ТК не имеют права. В ФГОС написано о возможности проектировать урок с помощью ТК, если кто-то из учителей не знает, что и как будет ДЕЛАТЬ на уроке, то пусть проектирует свою деятельность и фантазирует деятельность своих учеников. А кто даст гарантию, что всё, что написано, случится именно так? что прогнозируемые результаты будут получены? не забывайте, что стандарты во всем мире призваны (рекомнедуют) оптимизировать производственную деятельность для получения гарантированного качества продукта или услуги, а методические рекомендации методистов из Институтов повышения все-таки остаются рекомендациями, а не становятся приказами. Всем успехов в благородном деле образования людей!!!

  13. Марина говорит:

    Дорогие коллеги! Со всеми согласна! Люблю детей, работу, в школе — 23 года. Но хочу бежать в управдомы. Давайте отнесемся к бумажкам философски, напишем, чего хотят, а учить будем так, как надо. Всем ЗДОРОВЬЯ и ОПТИМИЗМА!

  14. Лариса Анатольевна говорит:

    Учителю НЕ нужна ТК! Как можно живой ход урока уложить в прокрустово ложе механических схем? Как можно запланировать творческий процесс? По-моему, это противоречит ФГОС!

  15. Лариса Павловна говорит:

    Полностью согласна с каждым криком души коллег! Сколько можно издеваться над учителями? Предлагаю всех, кто посодействовал внедрению бреда под названием «Технологическая карта урока» отправить поработать в школу, чтобы на себе испытали все прелести своих нововведений.

  16. данил говорит:

    как составить технологическую карту по технологии 6 класса.чтобы там были операции.эскиз.приспособления

  17. Светлана говорит:

    В тематическом планировании прописаны все ууд компетенции учителя, ученика .В технологической карте должен быть сценарий урока ,а не вся теория пр писанная в программе.Переписанная 55 раз теория не способна развить компетенции ребёнка.Должна быть обозначена задача и способ её достижения.Учителю надо организовать учебный процесс и достичь результата.А для составления бумажек есть другая структура чиновников педагогики,которые представляют детей только успешных без учёта индивидуальных особенностей.Точнее пишут об этом много ,а в жизни всё по другому.Учитель должен учить учиться ,а не думать о том какой будет технологическая карта. Я смогу составить любой формации , а моему Никите нужна отдохнувшая учительница которая при помощи миллион методов поможет конкретно Никите развить ученические компетенции.В школе учится не класс ,а конкретный Никита и ему во взрослой жизни квартиру и машину купит не класс ,а он сам.Хвала всем чиновникам образования .21 век, в классе только автоматизированное место учителя .Не надо говорить о некоторых избранных. Историю страны её мощь создают обыкновенные люди, про них никто не знает , но именно они опора державы.Технологическая карта……..

  18. Л.С. говорит:

    Дорогие коллеги!
    Прошу всех, кто проработал много лет в школе, не уходите!
    Иначе в школе некому будет работать!
    Все «новинки» наших чинуш со временем сгинут, и только останутся Ваши сердца с нашими детьми!
    Мы все знаем, как сегодня воруют везде (уже не миллионы, а миллиарды) и в образовании в том числе. На кухнях, то бишь на форумах, плачемся друг другу в жилетку. Может быть учительскому сообществу пора брать образование действительно в свои руки! Сколько можно терпеть от безграмотных воришек — чинуш». Так как, если дело пойдет дальше, Россия со временем превратится в страну полной безграмотности.

  19. Светлана говорит:

    Разве карта главное?????? Дорогие коллеги! Прежде всего Берегите Своё Здоровье! Как развалили страну, так разваливается и образование… Великие учёные проводили свои опыты на разных животных или насекомых. А сегодня жертвами чудовищных экспериментов «министров» становятся наши дети. Поурочный план и перспективный план учителя всегда был нацелен на конкретный результат, и этот результат был достигнут. Поэтому и специалисты были, можно сказать, совершенными. А что сегодня? О какой грамотности можно говорить, когда книга почти вытеснена… Я считаю, что нужно ценить своё русское-советское, а не заглядываться на чужое иностранное… К сожалению, современный учитель — это раб постоянных преобразований в системе образования. Слава учителям начальных классов, которые и без карт научают и обучают наших деток.

  20. Аноним говорит:

    надоело эта технологическая карта много времени занимает вместо того, чтобы учить детей тратим время на фуфло

Добавить комментарий для аноним Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.