Каким будет следующий учебный год?

prognoz

Близится к концу учебный год, а в ряде школ он уже закончился. В самом сложном положении оказались выпускники.  ЕГЭ, как известно переносится на август. Учителя, родители, ученики задумываются: а что будет в следующем учебном году? Трудно предсказывать, но одно могу сказать точно: это будет сумасшедший учебный год. Так или иначе мы должны спрогнозировать варианты, прописать различные сценарии, определить риски и найти ответы на новые вызовы. 

Безусловно, мы все надеемся на лучшее. Но пока вакцины от коронавируса нет, вряд ли школа будет жить нормальной жизнью. Физические контакты будут сведены до минимума.

peremen

Не будет шумных перемен. Вероятность неполной посещаемости очень велика. Ученики будут приходить в школу лишь по несколько дней.  И возможно отдельными группами не более десяти учеников в классе. Они будут сидеть по одному за партой и через парту. От групповой работы, к которой привыкли многие учителя, придётся отказаться.

Придётся убрать в сторону учебники и тетради. Или по крайней мере постоянно их дезинфицировать Скорее всего будет выбран первый вариант. Ученик будет пользоваться электронными учебниками, загруженными в его мобильное устройство.

Мы, конечно, хотим свести к минимуму использование учениками ноутбуков, когда они находятся рядом с нами, но как это будет выглядеть?

Всё остальное время ученики будут проводить дома, обучаясь в режиме синхронного или асинхронного онлайн удалённого обучения.

Будут приняты меры по обеспечению всех учеников компьютерами, планшетами или ноутбуками. По крайней мере это было бы разумным шагом. Предвижу и такую ситуацию, когда ученики будут обязаны каждый день приносить планшеты или ноутбуки из дома. Учителям придётся следить за их сохранностью и исправностью. Поэтому очень важно иметь несколько запасных устройств под рукой и обеспечивать дезинфекцию всего цифрового оборудования.

Shkola

Вполне вероятно, учителя будут обязаны работать в школе, даже когда не будет учащихся, проводить и записывать видеоуроки, санировать своё рабочее место, а может и весь класс в преддверии будущих встреч с учениками.

Если обеды в школе не будут отменены, то это будет кошмарная процедура. Потому что в столовой нельзя будет сажать много учеников. То есть столовая будет работать весь день. И, конечно, все: и учителя, и ученики постоянно будут носить маски. Многих детей это будет раздражать. Особенно тех, кто носит очки, которые быстро запотевают. Кстати, хочу поделиться небольшим открытием: очки меньше потеют, если вы зажмёте ими маску на переносице.

Все учителя должны будут радикально изменить свои методы преподавания. Дай бог, чтобы наши образовательные чиновники не обрушили на учителей новые требования к оформлению учебно-тематических планов, где чуть ли не поурочно нужно будет отражать различные формы дистанционного обучения.

JtRlUwJhJgLWDOf-1600x900-noPad

И ещё из области кошмаров. Вероятно в первые недели нового учебного года будет проходить массовая процедура измерения температуры у  учеников и учителей проверку температуры при входе в школу. Этот логистический коллапс, конечно, меркнет перед всем остальным, которое можно предвидеть. Пусть даже самый сюрреалистичный. Но мы должны быть готовыми ко всему.

Давайте вспомним начало карантина. Мы все смотрели на происходящее, как на лёгкое,  безобидное и скоротечное приключение.

Это будет кошмарный год…

Даже после того, как вакцина будет создана и распространена, система образования кардинально изменится. По крайней мере в течение ряда следующих лет в школе будет уделяться большое внимание организации дистанционного обучения, сопутствующих ему  процедур и ознакомлению учащихся и родителей с инструментами, правилами удалёнки в случае очередной пандемии.

Обязательно появится множество циркуляров, которые потребуют от учителей представить вышестоящему руководству свои планы на этот счёт. Если по прошествии длительного времени не будет другой подобной чрезвычайной ситуации, такое тщательное внимание к удалённому обучению постепенно угаснет.

почему мы на это не обращали внимание раньше?

Каждую зиму многие школы и классы закрывались на карантин из-за гриппа. Дети не учились неделями. Это сказывалось на их успеваемости. Так или иначе нужно было побеспокоиться о том, чтобы не оставить без внимания здоровых учащихся, обеспечить продолжение учебного процесса в новых условиях. Неоднократные обращения во все инстанции вашего покорного слуги о том, что необходимо отказаться от формального отношения к организации дистанционного обучения школьников, заканчивались безрезультатно. Лишь изредка отдельные руководители образовательных учреждений обращались с просьбой обучить сотрудников цифровым технологиям удалённого обучения школьников.

Что дальше?

Больше никаких печатных учебников. Учебники будут загружены в планшеты и ноутбуки, чтобы ученики могли получить к ним доступ через Интернет или без него. Даже несмотря на то, что понимание учеником учебного материала намного лучше при чтении бумажного учебника.  Многие недальновидные   чиновники решат, что это небольшая потеря в обучении. Все силы будут брошены на формальное решение проблемы: обеспечить оборудованием и качественным интернет соединением.

Между тем, если мы не обратим серьёзнейшего внимания методике дистанционного образования школьников, качество учебного процесса снизится многократно.

Никакие самые передовые цифровые инструменты и технологии не помогут, если учитель будет обеспокоен прежде всего тем,  какую кнопку нажать, а не тем, как качественнее провести онлайн занятие.

Можно предвидеть и позитивный результат ограничения пребывания в школе. Среди учеников может повыситься интерес к чтению бумажных изданий. Располагая бóльшим временем, они вдруг обнаружат большое удовольствие от чтения. Печатные книги станут привлекательными как по своему содержанию, так и по своей «новизне».

Следующая мысль может показаться странной. Но мне кажется, что многие ученики станут больше уделять выполнению домашнего задания. Раньше они находили много поводов быстро закрыть учебник и тетрадь и отправиться на улицу, тренировку, молодёжную тусовку и и многое другое. Найдутся ученики, которые обнаружат удовольствие от учёбы. И учитель должен вовремя это заметить.

Поэтому понятие персонализированного обучения наполнится бóльшим смыслом, чем в докоронавирусную эпоху.

И ещё один важный урок, который мы можем получить от пандемии. Мы намного больше станем ценить время физического общения с учениками.  Практические семинары, консультации, обсуждения и дискуссии в классе станут более важными для учеников, чем раньше.

Реалии, которые не удастся решить быстро

Школам будет предложено много вариантов создания онлайн-классов. Но долгое время регионы будут находиться в неравных условиях. Это неизбежно отразится на качестве обучения. Раньше учителя неблагополучных районов компенсировали отсутствие достаточных материально-технических условий высоким уровнем обучения в нормальном режиме. В отдалённых городках и сёлах есть потрясающие учителя, которые показывают блестящие образцы профессионализма без использования цифровых технологий. Их ученики покоряют самые престижные вузы страны. Но теперь такие учителя в растерянности.

Опора на собственные силы

Опыт весенних месяцев показывает, что учителю необходимо надеяться, прежде всего, на себя. Обвал сервисов, перегрузка, имеющиеся многочисленные технические и содержательные недостатки большинства образовательных платформ, рекомендуемых для обучения, заставляют учителя пересмотреть своё отношение к цифровым образовательным технологиям. Многие из учителей разрабатывают авторские платформы, своё информационно-образовательное пространство с учётом возрастных, индивидуальных особенностей учащихся, условий своего региона и конкретной местности.

И этого нельзя достичь по мановению волшебной палочки. Необходимо кропотливо вникать в специфику сервисов, приложений и платформ. Примерять их на себя. Не восторгаться техническими достоинствами, а продумать, как методически грамотно использовать их возможности. Подумать, как обеспечить системную качественную обратную связь с учащимися. Какими бы федеральными образовательными платформами мы не пользовались, как ни победно рапортовали наши чиновники об обеспечении учащихся всем необходимым для удалёнки, — спрос о качестве обучения в конечном счёте будет с учителя.

Необходима разработка собственной, индивидуальной стратегии профессиональной деятельности в новых условиях с учётом различных сценариев.

Главное не наломать дров.

Постскриптум. Конечно, я не могу описать все возможные ситуации,  и, надеюсь, читатели поделятся своим мнением в  комментариях. Нам это нужно, чтобы лучше подготовиться к новым реалиям.

Комментарии к “Каким будет следующий учебный год?

  1. Елена говорит:

    Да, так и хочется процетировать слова из песни «То ли ещё будет ой-ой-ой!» Но хочу выразить слова огромной благодарности Вам, Георгий Осипович. Летом 2019 года прослушала Ваш большой курс «Цифровые технологии в обучении». Поэтому как только началось дистанционное обучение не растерялась, достала свои конспекты, еще раз просмотрела сервисы, которые Вы так подробно описывали на вебинарах и определила круг платформ, которые для меня и для моих учеников оказались наиболее приемлемыми. Многие учителя, к сожалению, не знали на какую кнопку нажать и до сих пор проверяют фотографии с домашними работами, присланными по WhatsApp. Спасибо за статью. Нам стоит задуматься!

    • Марфа говорит:

      Да вы, что хотите совсем похвалить наше образование. А как же общение, как же живая школа. Это же наши дети, зачем из них делать каких то тупиц. Ужас, а не школа. Только традиционное обучение.

      • ОЛЬГА говорит:

        Не всем подходит такое массовое общение, достаточно одного друга,если ребенок интроверт

      • ОЛЬГА говорит:

        Так же как и обучаются, если кто-то там обучается хоть чему нибудь как и заочники ,только деньги платят

    • Евгений говорит:

      Я,как ученик,который перешёл в 9класс,то я отрицаю,по поводу дистанционного и цифрового обучения,чтобы 1Сентября была именно,старое,доброе обучение,потому что в апреле-это ужаснешееся обучения было,на котором мы учились весь Апрель,поэтому я отрицаю по поводу этой обучении,школа лучше,чем то обучение!

  2. Ольга говорит:

    Здравствуйте!
    То, что я сейчас прочитала, похоже на антиутопию.
    Хочу верить, что 1 сентября мы вернёмся в классы и будем заниматься так, как было ДО режима самоизоляции. Ясно, конечно, что гигиене будет уделяться больше времени, но не должно быть так страшно, как Вы описали.

    • Екатерина говорит:

      Я тоже так считаю, 🙏. Я уверена что большинство понимают, дистанционное образование это ДНО!!! НАДО НЕ СОГЛАШАТЬСЯ НА ЭТО!!!!

      • ОЛЬГА говорит:

        Прекрасно дистанционно можно учиться если хороший интернет ,все есть и учебники и дополнительные знания,Но если нет желания, то учитель не поможет, тем более классе из 30 душ

    • Катя говорит:

      Вы правы, я в шоке, я против такого обучения, всё таки наших детей чепируют через вакцину

        • Минакова говорит:

          Вы хоть чушь — то не пишите такую — чепируют через вакцину!!!😂
          И слово чип пишется через И , в конце концов!!!

  3. Био говорит:

    Противно читать,такого не будет никогда. Как могут планшеты заменить книги.Плюс огромный вред будет от компьютера и планшета,детские глазки не должны долго смотреть в экран.Только панику нагоняете на людей своими мыслями.

  4. Татьяна говорит:

    Дистанционное обучение школьников — это закрепление знаний, полученных непосредственно в общении с учителем. Так как ни один интернет и не одна учебная платформа не заменит живое общение с учителем, особенно в начальных классах, и не только. Тем более не у всех есть техническая и финансовая возможность непрерывно заниматься удалённо. И ещё, в данном вопросе нужно учитывать проблемы со зрением многих учеников, для которых не желательно длительное время сидеть за компьютером или же с телефоном в руках.

  5. Наталья говорит:

    Под шумок кароновируса хотят изменить систему образования! Родители этого не допустят! Дети должны ходить в школу и получать живые знания и общения.
    Не надо делать из детей больных и не умеющих думать биомассу.

  6. Наталия говорит:

    Не сейте панику. А что касается «не знают на какую кнопку нажать», от Елены, хочется заметить, что знают, возможностей нет зачастую ни у педагогов, ни у учеников. Когда задаёшь ссылку на видео урок, а тебе звонят родители в панике, ребёнок не может 10 минут загрузить видео. Мы пока ещё не готовы технически работать дистанционно на протяжении длительного времени.

  7. Надежда говорит:

    А как же родители? Ведь при дистанционном обучении, особенно младшеклассников, неизбежно присутствие дома родителей? Они что, не должны работать? Как первоклассника оставить дома заниматься одного?

  8. Вера говорит:

    Категорически против дистанционного образования. Дети тупеют выбирая кнопку, на которую нажать вместо решения задач. И мне никак не понять обязательного ношения масок. Если вирусологи говорят, что вирус намного меньше поры в обычной медицинской маске и ее ношение бесполезно и даже вредно, то нвызывание ее выглядит, как минимум, глупо.

  9. Катя говорит:

    Я против принудительного вакцинирования наших детей, я знаю какие цели ставит государство, я считаю это приступление, такое обучение должно не должно быть, люди, пожалуйста, опомнитесь, не соглашаетесь на это, умоляю Вас!!!!

  10. Наталья говорит:

    Ноутбук, планшет, а где взять деньги на покупку техники? В семье двое детей, это минимум месяца три нужно работать на комп, ни есть, ни пить, не покупать детям одежду и обувь, из которой они растут. Это при наших доходах.

  11. Аноним говорит:

    Я против дистанционного обучения. Это ни к чему не приведет хорошему. Дети тупеют на глазах. Почему родители должны обучать детей, это работа специалистов. И у меня нет возможности купить компьютер.
    Вспоминается фильм «Терминатор».
    Нельзя допускать этого беспредела.

  12. Анна говорит:

    Я против вакцинации т. к мы не знаем что нам введут. Я против дистанционного обучения они сейчас с ума сходят.

  13. Аноним говорит:

    Я бабушка,но полностью присоединяясь к тем родителям,которые против дистанционного обучения.Дети целый день сидят у компьютеров,потом делают,фотографируют отсылают. Без взрослых они не справляются,глаза к обеду краснеют,детки перенапрягают и зрение и нервы,родители ничего не могут делать и это в период самоизоляции,а на что жить???

  14. Аноним говорит:

    Ответьте: » Мир не будет прежним»…Эта опасная, бессмысленная цитата откуда и для чего? Каким он будет? Без солнца? Без воздуха? Небо упадет на землю?

  15. Валерия говорит:

    И как это понимать? Если мы и образование отдадим под расправу тварищам депутатам, можно забыть о светлом будущем наших детей! Ктт вообще это написал?

  16. Вера говорит:

    Пандемия не будет вечно. За лето пройдет. И мы, учителя, встретимся с детьми. Нет ничего дороже живого человеческого общения. Сейчас это понимаешь особенно ясно. Надеемся на лучшее!!!

  17. Аноним говорит:

    Елена, такие учителя как Вы, может и знают какую кнопку нажать, а вот то, что у слова процетировать проверочное слово — цитата, можно было бы и выучить ещё в школе.

    • Наталья говорит:

      Слово «цитата» не является проверочным для слова «цитировать».
      Не случайные люди пишут отзывы, а с педагогическим образованием. За образование переживают, это естественно. И только взволнованностью можно оправдать ошибки и опечатки. Впрочем, современный учитель каждого предмета является учителем русского языка и информатики. Или нет?

  18. Анна говорит:

    Мы не в Европе живем, у нас мамы работают. С кем Вы предлагаете оставлять ребёнка дома? Одного?

  19. Марфа говорит:

    Ни какого дистанционного образования, только традиционная школа. Ничто не заменит живого общения учитель-ученик.

  20. Светлана говорит:

    Для моего сына уроки по интернету, повод добраться до компьютера, чтоб смотреть Ютюб и играть в свои стрелялки. В ШКОЛУ!

  21. Аноним говорит:

    Дистанционное образование — это дебилизм! Наши дети должны ходить в школы!!!! Достали с несуществующим вирусом. Хватить из нас делать идиотов.

  22. Марьяна говорит:

    Дистанционное образование — это дебилизм! Наши дети должны ходить в школы!!!! Достали с несуществующим вирусом. Хватить из нас делать идиотов.

  23. Ольга говорит:

    Ужас! От этого дистанционного обучения нет никакого толку…Дети сидят по 5_6 часов за компьютерами. А как же забота о здоровье молодого поколения…. Это полный бред! Дети должны хотите в школу,а не сидеть за ноутбуками. Никакой ноутбук не заменит учителя.

  24. Ирина говорит:

    Такого обучения недолжно быть. Это очень плохо для зрения.особенно если детки уже в очках. Да и общение должно быть вживую.а не дистанционно. Только в школу и только учебники!!!

  25. Людмила говорит:

    В уважаемые господа депутаты что вы творите дистанционное обучение детей э о тупо и глупо везде пишут что ребёнок не должен долго сидеть у компьютера и тут же обучение по интернету где логика вопервыз дети тупеют от такой учёбы слепнут и какие нужны нервы и это о дельная тема вначале нужно хорошо продумать а потом делать так получилось что запустили корона вирус пройдёт все детям нужно общение они ведь не роботы или власти удобно управлять роботами Опомнитесь господа хорошие пока ещё не поздно Я бабушка видила многое но до такого додуматься могли либо глупые либо те кто хочет из народа сделать тупых безграмотных роботов Что скажу то и будут делать всеми руками и протмв этого новшества

  26. Таис говорит:

    Я не знаю, что в головах у тех, кто за дистанционное обучение! Подозреваю, что все статьи и публикации проплачены. А те, кто поддерживает такое псевдообучееие либо имеют свой интерес, либо работают на хозяина. Послушайте, сторонники!! Вы у детей наших спросили, как им нравится учиться??! Технологии говорите, у нас пол страны не газифицировано и дорог нет даже в крупных городах. А тех. средства малоимущим учащимся тоже будут сторонники псевдообучееия приобретать или у власти просить будем, от которой только смерти дождёшься. . Прежде чем вываливать мысли на бумагу спросите тех, кого вы хотите Заставить «есть « ваше отвратительное, бесполезное , обезличивающее «блюдо» под названием дистанционка. Кто-нибудь вёл наблюдения за учащимися на таком режиме?? Уверена, что нет. А стоило бы, чтоб убедиться как это мучительно для самих учеников ( особенно младших)и для родителей. Дети разные по темпераменту. Нахождение в социуме делало их равными, нивелировало поведенческие колебания. Находясь же дома на обучении у детей больше разовьются отклонения, например, подавленность или психоз. Я категорически против такого обучения. Его могут навязывать те, у которых либо нет собственных детей, либо кому хорошо платят за пропаганду.

  27. Анна говорит:

    Я тоже против дистанционного обучения. Разве дети чему-то обучаются? Один решает задание или находит решение в Интернет, остальные переписывают или родители выполняют зв детей работы. У всех хорошие отметки, а знаний нет. Очень надеюсь, что 1 сентября дети вернутся за парты. Главное задача образования- научить детей мыслить.

  28. Анна говорит:

    А откуда информация про ЕГЭ в августе? Никаких документов об этом нет. Или есть? Можно ссылку?

    • Георгий говорит:

      Здравствуйте, Анна! Приказа Министерства не было. Были рекомендации Роспотребнадзора

  29. Евгения говорит:

    Не уверена, что пишут коллеги)
    Товарищи, автор только предположил, что может быть, зная то, как обычно реагирует на вызовы времени руководство нашей системы образования.
    1) Ни учителей, ни родителей мнения никто не спросит.
    2) Если вас не устраивает, что вас не спрашивают, можно только сказать — кого выбирает страна, тот нами и руководит.
    3) У нас в школе по любому ушибу родители бегут проверять ребенка на сотрясение мозга и устраивают жуткие скандалы. Уверена, так по всей стране. Разумеется, чиновникам не хочется в тюрьме сидеть,поэтому они лучше примут сверхмеры, чем не примут, а потом придется отвечать. А вдруг зараза какая пойдет по школе?
    4) Если ребенок учился не сам во время карантина, а за него делали задания родители, то чего они хотели добиться, непонятно. Хороших оценок? И что кому эти оценки доказали? Мне кажется, глупо. Пусть ребенок сам сделает, что может — ну,»3″, ну и что — зато сам, чему-то научился.
    5)По своему опыту могу сказать — в основном, на карантине мои ученики учились, как обычно (5 и 6 класс). Никаких трагедий и никаких чудес. Двоечники и разгильдяи и на уроках не вникают, зря вы, уважаемые родители, абсолютизируете влияние школы. Нарисовала им «3» , закрыв глаза, по распоряжению администрации. Усердные и серьезные дети задают вопросы и вникают в материал.
    6) Очень многое зависит от родителей. Никто не просил родителей объяснять ребенку материал. Просили «создать условия». Систематически требовать от ребенка учиться, требовать знания, а не оценки, помогать ему строить график труда и отдыха, учить распределять нагрузку, а не делать все за один день, быть ответственным , выполнять свою главную обязанность — учиться максимально хорошо в соответствии со своими силами и способностями — это тяжело, но это может сделать только родитель. Постоянным своим родительским трудом. Это называется воспитание.
    7) Сделала для себя как учитель такой вывод: хотя старалась писать максимально подробные и понятные инструкции, часть детей все равно их не понимает, не могут \ не хотят вникать, им проще 10 раз переспросить в ВК, невнимательны. Над этим аспектом еще предстоит работать.
    8) Все лето буду сидеть за компьютером, готовить подстраховку к новому учебному году — уроки готовить на одной из платформ (пока не выбрала окончательно), ибо полностью согласна с Георгием Осиповичем, карантины и \ или специфические условия обучения нам еще предстоят.

  30. Евгений говорит:

    Последний комментарий выделяется из многих своей грамотностью и прагматичностью! Наверное, я тоже выберу ваш 8 пункт, чую что чиновники перестрахуются на учителях!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.